Мы любим Брамса! 

08.05.2018

В 2018 г. исполняется 185 лет со дня рождения Иоганнеса Брамса, одного из величайших романтиков в истории музыки. По меркам того времени жизнь его была весьма скромна и бедна событиями: он не прославился ни экстравагантным поведением, ни участием в светских скандалах, ни многочисленными и яркими романами. Он не интересовался модными и передовыми тенденциями в искусстве: его не вдохновляли ни грандиозность вагнеровской музыкальной драмы, ни красочная романтическая образность программных сочинений Листа и Берлиоза. С самой ранней юности он благоговел перед своими великими предшественниками – эпох барокко и классицизма, скрупулезно изучая их творчество, да и сам тяготел в первую очередь к музыкальным жанрам и формам прошлого. Абсолютно чуждый демонстративного «жеста», на склоне лет он практически отошёл от светской музыки и написал ряд духовных сочинений, ставших для него своего рода итогом – и творческим, и жизненным.

Камерный жанр – а в концерте прозвучат камерно-инструментальные сочинения – был особенно любим композитором благодаря своей глубине, строгости и некой специфической «серьезной» искренности. Соната op.120 №2 в оригинале была написана для кларнета и фортепиано, но в том же году была создана ее авторская транскрипция для альта. Это сочинение относится к позднему периоду творчества Брамса: оно было написано за три года до смерти композитора и на закате XIX века, фактически на закате самого немецкого романтизма. Удивительно, но альт здесь звучит не менее органично, чем кларнет: его приглушенный, лишенный скрипичного лоска, но полный скрытой экспрессии и напряженности тембр потрясающе «вписывается» в стиль позднего Брамса. Обе сонаты op.120, написанные летом 1894 г., были задуманы как подарок на день рождения Кларе Шуман, которая стала их первой слушательницей. Дружба 61-летнего Брамса и 75-летней Клары, вдовы Роберта Шумана, была в то время крепка как никогда, и Брамс не уставал восхищаться ее женственностью и неувядающей красотой. Две сонаты стали своего рода музыкальным «букетом» и праздничным венком в подарок любимой женщине, производя, несмотря на сложность и изысканную музыкальную ткань, самое светлое и «полетное» впечатление.

Вторая из трех сонат Брамса для скрипки и фортепиано (написана в 1885 г.) – одно из наиболее лиричных сочинений композитора. Главная тема первой части, пронизанная мягким трехдольным вальсообразным движением, излагается у фортепиано и нежно, словно эхом, «подхватывается» скрипкой, вызывая ассоциации с «бесконечной мелодией» Вагнера. Побочная тема с пометкой teneramente («нежно») звучит как мягкий, гармоничный дуэт. Вторая часть соединяет в себе функции медленной части и скерцо. Прекрасную созерцательную, свободно льющуюся мелодию сменяет быстрый танцевальный эпизод, в котром упругость и зажигательность ритма подчеркнута эффектными аккордами pizzicato у скрипки. Финал своим задумчиво-созерцательным настроением перекликается с первой частью. Звучит исключительно камерно, традиционный апофеоз уступает место искренней задушевности доверительного разговора и трогательного признания.

Фортепианный квартет соль минор, созданный в 1861 г, в расцвет молодых лет Брамса, принадлежит к числу наиболее популярных его произведений. Исполненный впервые, как и большинство сочинений Брамса, Кларой Шуман, он был неоднократно переработан для других инструментальных составов: среди них – обработка для оркестра Арнольда Шенберга, ставшая впоследствии музыкальной основой для балета Джорджа Баланчина, и виртуозная транскрипция финала квартета для фортепиано соло Эрнста Донаньи. Квартет состоит из четырех частей. В первой, Allegro, стремительном и патетичном, полном контрастов, романтическая экспрессия тем подчеркнута страстным, иногда граничащим с надрывом звучанием струнных. Вторая часть, Интермеццо, своей внутренней надломленностью и тревогой, а также обилием неожиданных гармонических сдвигов и поворотов в самые отдаленные тональности предвосхищает великие камерные сочинения XX века – Яначека и Сибелиуса. В третьей части, Andante con moto, сочетаются созерцательная тема основного раздела, своей «статью» напоминая философские страницы музыки Бетховена, и сказочно-скерцозная тема трио, вызывающая в воображении фантастические «лесные» образы немецких романтиков. Финал, Rondo alla Zingarese, – наиболее известная часть квартета. В основе его – венгерско-цыганские мотивы, вызывающие ассоциации как с музыкой Ференца Листа, так и с произведениями самого Брамса – в первую очередь с его Венгерскими танцами. Эта стремительная, блестящая роскошными переливами «рапсодия» проносится в едином потоке, оставляя ощущение феерии и праздника.

В концерте примут участие Александр Майборода (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Борис Лифановский (виолончель), Гульшан Конушева и Александра Федорова (фортепиано).

Наталия Абрютина