Альт в камерной музыке

01.03.2019

Солисты оркестра Большого театра продолжают свой небольшой цикл из двух камерных концертов, посвященных скромному и благородному «герою» – альту. На этот раз он предстанет в роли участника камерно-инструментальных сочинений, а «партнерами» его станут другие инструменты оркестра – как в привычных, так и в весьма оригинальных сочетаниях.

Программа вечера будет выстроена в определенной степени хронологически: первое отделение будет посвящено музыкальной «классике» – творчеству композиторов второй половины XVIII – первой половины XIX века, а второе представит своего рода панораму музыки XX-XXI веков, «в центре внимания» которой оказался альт.

Карл Стамиц, чей дуэт для скрипки и альта откроет программу – немецкий композитор чешского происхождения, чья жизнь и творчество пришлись на вторую половину XVIII века. Его отец Ян Стамиц был основоположником так называемой «мангеймской школы» – композиторского направления, участники которого выработали в своем творчестве особенности четырехчастного симфонического цикла, таким образом «проложив дорогу» композиторам Венской классической школы. Кроме того, Ян Стамиц был руководителем легендарной Мангеймской капеллы. С ней была связана также деятельность двух его сыновей, скрипачей Антона и Карла. Карл Стамиц был широко известен как исполнитель на скрипке, альте и виоле д’амур, отличавшийся исключительно виртуозной манерой игры. География его гастрольных поездок охватывала всю Европу. Кроме этого, Стамиц был весьма плодовитым композитором, работавшим в традициях «мангеймской школы» и раннего классицизма. Помимо двух утерянных опер, его перу принадлежит почти сотня симфоний, около шестидесяти концертов для различных инструментов с оркестром (из которых особенно популярными стали и остаются по сей день кларнетовые и альтовый концерты) и множество камерных сочинений. Среди них особенно выделяются дуэты для скрипки и альта, один из которых прозвучит в сегодняшнем концерте.

Имя итальянского композитора Алессандро Ролла (1757-1841), возможно, окажется новым для многих слушателей. Между тем, это был исключительно выдающийся человек и музыкант. Во всех сферах своей деятельности – он был дирижером, известным педагогом, виртуозным исполнителем на скрипке и альте – он добился успеха и признания. Концертировать он начал уже в 15 лет, а в 25 возглавил герцогский оркестр в Парме как концертмейстер и дирижер. Этот пост он занимал в течение двадцати лет. Затем почти тридцать лет Ролла проработал главным дирижером миланского театра «Ла Скала», где руководил, помимо всего прочего, первыми в Милане представлениями нескольких опер Моцарта, Россини и первых симфоний Бетховена. Современники также отмечали его исполнительское мастерство и «огненный» артистический темперамент, а среди его многочисленных учеников был сам Никколо Паганини. Из композиторского наследия А. Роллы сохранилось около 150 сочинений. В Бетховенском зале прозвучит его двухчастная Соната для альта и виолончели.

Завершит первое отделение Серенада не нуждающегося в представлении Людвига ван Бетховена. Написанная в 1801 году, хронологически она «расположилась» между двумя первыми его симфониями (написанными в 1800 и 1802 гг.). Серенада состоит из шести небольших частей, напоминая по своему строению дивертисмент – музыкальный жанр, приближающийся к многочастной сюите. Первая часть – вступительная «интрада», в начальных тактах которой воздушный тембр флейты примеряет «наряд» торжественных фанфар. По традиции, следующая часть – галантный менуэт с двумя трио. Затем следует стремительное и эффектное Allegro, подводящее к центру цикла – вариациям на чисто бетховенскую философски-лирическую тему в собранно-строгой хоральной фактуре. В каждой из трех вариаций на первый план выходит один из участников ансамбля: вначале флейта, затем скрипка и наконец альт. Пятая часть – легкое, «порхающее» скерцо (кстати, новшество Бетховена, который решился заменить им традиционный менуэт) – сменяется маленьким Adagio, построенным на задумчивых «лесных зовах», и полным жизненной силы и энергии танцевальным финалом.

Второе отделение откроет «Трио-элегия» британского композитора первой половины XX века Арнольда Бакса. Состав этого сочинения необычен и колоритен: флейта, альт и арфа. В качестве основного источника вдохновения композитор избрал кельтскую культуру Ирландии. В его музыке сочетается пышный позднеромантический стиль, таинственная красочность образов импрессионистов и экзотический колорит кельтского фольклора.

Концерт также украсят три сочинения малоизвестных в нашей стране болгарских композиторов. Поэтичная и тонкая «Колыбельная шепотом» Добринки Табаковой – небольшая пьеса для альта и фортепиано. Д. Табакова родилась в Пловдиве в 1980 году, с 1991 года живет в Великобритании, училась в Королевской академии музыки в Лондоне, в Гилдхоллской школе музыки и театра и Кингс-колледже. Среди достижений композитора – номинация на премию «Грэмми» в 2014 году и исполнение ее Гимна во время торжественного празднования 50-летия инаугурации королевы Елизаветы II в соборе св. Павла в Лондоне, а также сотрудничество с такими выдающимися солистами и коллективами, как Гидон Кремер, Янин Янсен (скрипка), Максим Рысанов (альт), Академия св. Мартина-в-полях и Камерный оркестр Баварского радио.

Еще один болгарский композитор, получивший фундаментальное образование в Европе – на этот раз, в Берлинской Высшей школе музыки – Панчо Владигеров, один из ведущих музыкантов Болгарии ХХ века. Он приобрел всеевропейскую известность в 1920-е годы как пианист, благодаря интенсивным гастролям и многочисленным записям на грампластинки. Юность Владигерова прошла в Германии, а в 1932-м он перебрался в Софию, где стал преподавателем, а затем и профессором консерватории, которой после его смерти было присвоено его имя. Среди сочинений П. Владигерова – масштабные опера, балет, симфония, пять фортепианных концертов. А в сегодняшнем концерте прозвучит – впервые в России! – его камерная пьеса «Мелодия» для альта и фортепиано.

И вновь российская премьера – «Квартета в стиле блюз» Ивана Янкова – болгарского композитора и пианиста, ушедшего из жизни в 2012 году. Он окончил Софийскую музыкальную академию (имени Панчо Владигерова!), а с 1990 года жил и работал в Норвегии. В его творчестве границы собственно академического стиля размыты: ему интересны были как камерная музыка и балет, так и музыка для биг-бэнда и джазового ансамбля и детские песни. Но особенное место в его сердце занимал джаз, рассматриваемый с позиции прекрасно академически образованного музыканта.

«Траурная павана» профессора Московской консерватории и художественного руководителя Московской филармонии Александра Чайковского, в 2004-2008 гг. ректора Санкт-Петербургской консерватории – сочинение, посвященное одному из ведущих альтистов России Юрию Башмету. Этих двух музыкантов связывает многолетнее плодотворное сотрудничество: это не единственное произведение А. Чайковского, посвященное альтисту. Творчество композитора охватывает практически все существующие музыкальные жанры, причем его интересы сосредоточены отнюдь не исключительно в академической сфере: большой успех ему принесли также произведения в жанрах мюзикла и оперетты, музыка к разного рода фильмам.

Завершит концерт музыка композитора, имеющего для всех, кто связан с Большим театром, особое значение: Леонид Десятников в 2009-2010 гг. занимал пост его музыкального руководителя. Мировую известность ему принесла написанная в 2005 году по заказу Большого театра опера «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина, получившая чрезвычайный резонанс. Между тем творчество Леонида Десятникова насчитывает множество произведений, среди которых оперы «Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов», «Витамин роста», вокальные циклы — «Любовь и жизнь поэта» на стихи Н. Олейникова и Д. Хармса, «Пять стихотворений Тютчева»; кантаты «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» и «Дар» на стихи Г. Державина; «Свинцовое эхо» на стихи Джерарда Манли Хопкинса для голоса и инструментов, камерно-инструментальные сочинения и произведения для хора. Кроме того, Десятников – автор музыки к ряду кинофильмов, среди которых «Закат» А. Зелдовича, «Мания Жизели», «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие» А. Учителя. По тонкому замечанию критика, «Леонид Десятников — выдающаяся фигура современного музыкального пространства, композитор, балансирующий на грани иронии и беззащитной открытости, эпатажа и затворничества, смеха и слез. Ничто так не современно, как его музыка, насквозь «пропитанная» многовековым классическим наследием. Неизвестный природе материал, чудесный сплав несоединимого. Но победитель в этой гонке за временем лишь один — красота. Вот, кто всегда укрыт за масками десятниковского балаганчика, да и как иначе уберечь эту хрупкую субстанцию в «вавилонской башне» современности».

Жанр оммажа – музыкального произведения как жеста уважения другому автору – является одним из ключевых для Десятникова. Два таких сочинения прозвучат сегодняшнем концерте. Вечер завершит «Оммаж Астору Пьяццоле» – аргентинскому композитору, творившему в жанре tango nuevo на стыке академической музыки, джаза и танго. В манере «великого Астора», как его называют на Родине, прозвучат две довоенные песни в ритме танго – «Счастье мое» Ефима Розенфельда и «Утомленное солнце» Ежи Петербургского.

Пьеса для скрипки и фортепиано «Как старый шарманщик» (в концерте она прозвучит в транскрипции для альта Максима Рысанова) посвящена скрипачу Гидону Кремеру и приурочена к 200-летнему юбилею Ф. Шуберта в 1997 году. Она является своеобразным творческим «комментарием» к песне Шуберта «Шарманщик», завершающей его вокальный цикл «Зимний путь». Пьеса, основанная на теме «Шарманщика», строится как своего года «диалог» фортепиано и скрипки, который, драматически развиваясь, как бы «переплавляет» шубертовский тематизм в новые, порой совершенно неожиданные фразы, наполняясь то страданием и болью, то горьким сарказмом. В конце пьесы мелодия Шуберта является в своем первозданном виде, «оказываясь наедине сама с собой в ошеломляюще одинокой беззащитности ля минора…».

В концерте примут участие Любовь Токарева, Евгения Попова, Алексей Яненко, Татьяна Файн, Никита Щекочихин (альт), Игорь Цинман, Валерия Арзуманова, Инна Ли (скрипка), Екатерина Веселая (виолончель), Александр Парсаданов (контрабас), Галина Эрман (флейта), Алла Королева (арфа) и Елизавета Велихова (фортепиано).

Наталия Абрютина