Виолончелисты Большого в лицах

27.02.2019

Основой симфонического оркестра издавна считается струнная группа. Каждый из ее инструментов уникален и многогранен, но, пожалуй, ни один из них не имеет настолько богатого и разнообразного потенциала выразительных возможностей, как виолончель. Ее густому, бархатному «голосу» подвластно, казалось бы, почти несовместимое: благородные философские монологи и легкие, оставляющие за собой прозрачный шлейф pizzicato музыкальные шутки, раскаленные от страсти любовные признания, и драматичные, бурные пассажи. Разные ее регистры одинаково выразительны и индивидуальны по звучанию: навсегда запоминается и ее звучание в нижней тесситуре, богатое обертонами и обволакивающее, и верхний ее регистр, в котором она звучит тонко и матово, будто задыхаясь от нежности. «Групповой портрет» виолончелистов оркестра Большого театра, который будет представлен на суд зрителей в очередном концерте в Бетховенском зале, продемонстрирует их великолепный инструмент – насколько это возможно в один вечер – во всех его красках.

Вечер откроют Три пьесы-фантазии op.73 Роберта Шумана. Это сочинение предусматривает возможность его исполнения как на виолончели, так и на скрипке или на кларнете. Интересно, что у Шумана есть несколько циклов пьес с таким названием и для других инструментальных составов: понятие «фантазии» было одним из ключевых в его понимании творчества. Неслучайно широко известно его замечательное высказывание: «Вокруг цепи правил всегда должна виться серебряная нить фантазии».

Плеяду прекрасных романтических пьес продолжат творения П.И. Чайковского (Ноктюрн, написанный в оригинале для фортепиано соло) – и композитора второй половины XX века Габриэля Форе (переложение для виолончели одного из самых известных его произведений – романса «Пробуждение» для голоса и фортепиано). Во втором отделении эпоху романтизма представит музыка Жака Оффенбаха – композитора, который стал известным всему миру благодаря своим театральным сочинениям в жанре оперетты, но был также превосходным виолончелистом. Ему принадлежат несколько произведений для инструмента, который был для него по-настоящему «родным» – и среди них особенно популярными стали три «Больших дуэта» op. 54. Третий из них прозвучит в сегодняшнем вечере.

Еще один композитор, который при жизни прославился как выдающийся исполнитель на виолончели – итальянский музыкант XVIII века Луиджи Боккерини. Он оставил богатое наследие, состоящее из музыки практически всех существовавших тогда жанров, и стал своего рода «предшественником» венских классиков, в том числе, Моцарта. Поскольку сам он был виолончелистом, его музыка для этого инструмента особенно «прижилась» на концертной сцене. Его Рондо, весьма популярное среди исполнителей сочинение, прозвучит в транскрипции Петра Кондрашина для виолончельного дуэта.

Жан-Пьер Дюпор, творивший в эпоху классицизма – еще один пример музыканта, успешно совмещавшего исполнительскую деятельность с сочинением музыки. Он, наряду со своим младшим братом Жаном-Луи Дюпором, был виолончелистом высочайшего уровня, и с 1773 года был музыкантом Королевской капеллы короля Фридриха Великого. В 1796 году он стал первым исполнителем Сонат для виолончели и фортепиано Л. ван Бетховена – причем партию фортепиано на этом историческом концерте исполнил сам автор. В концерте будет исполнена одна из сонат Дюпора для виолончели в сопровождении баса-континуо.

Виолончель, первоначально принадлежавшая младшему из братьев Дюпор, а после его смерти перешедшая к старшему – Жан-Пьеру – шедевр работы Антонио Страдивари, который с 1974 по 2007 гг. обрел новую жизнь в руках великого Мстислава Ростроповича. Этот невероятный музыкант не только вошел в число величайших виолончелистов ХХ века, но также – возможно, менее обширно, но не менее ярко – проявил себя как дирижер (многие осуществленные им аудиозаписи входят в поистине «золотой фонд» интерпретаций симфонической музыки) и пианист (он сам с легкостью исполнял фортепианные партии в камерных сочинениях, а также с удовольствием аккомпанировал своей супруге – выдающейся певице Галине Вишневской). Удивительно, но он также оставил ряд замечательных собственных сочинений, которые обрели успешную концертную жизнь. В сегодняшней программе прозвучит его Юмореска – блестящая пьеса фантастической виртуозности.

Первое и второе отделения концерта завершат два музыкальных номера, напрямую связанные с одним из самых ожидаемых и волнующих событий в мире академической музыки – проходящим один раз в четыре года Международным конкурсом имени Чайковского. Первый конкурс, прошедший в 1958 году, проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Уже начиная со Второго конкурса, была введена третья специальность – виолончель. Завершающие концерт Вариации на тему Россини, написанные Никколо Паганини – одно из наиболее эффектных и виртуозных произведений для виолончели, и ни один конкурс имени Чайковского не обходится без «борьбы» за его лучшее исполнение. Это неудивительно: выступление на сцене с этим сочинением без преувеличения можно назвать «высшим пилотажем» в области музыкального исполнительства. На этот раз Вариации прозвучат в оригинальном переложении для двух виолончелей. Ну а первое отделение завершит замечательный «Encore» современного французского композитора Жерома Дюкро, прозвучавший на конкурсе Чайковского в 2015 году в блестящем исполнении белорусского виолончелиста Ивана Каризны, ставшего лауреатом его Третьей премии.

В концерте примут участие Петр Кондрашин, Арсений Котляревский, Арсений Безносиков (виолончель), Игорь Котляревский и Татьяна Титова (фортепиано).

Наталия Абрютина