Камерные вечера. П.И. Чайковский. Природа и Любовь

17.06.2015

«Pezzo capriccioso» — одна из немногих концертных пьес Чайковского для виолончели. Она была сочинена в 1887 г. во время путешествия за границу и впервые исполнена в Париже год спустя. Композитор посвятил ее молодому виолончелисту, своему другу и ученику Анатолию Брандукову. Чуждый самодовлеющей виртуозности, Чайковский и в этом небольшом сочинении пленяет певучим мелодизмом в сочетании с изящной орнаментикой партии солиста.


«Размышление» — первая часть небольшого цикла «Воспоминание о дорогом месте» для скрипки и фортепиано (1878 г.). Чайковский писал его в Браилове — украинском имении своего «незримого друга» Н.Ф. фон Мекк, в котором он проводил безмятежные и полные продуктивного творческого труда летние месяцы второй половины 1870-х гг.

Струнный квартет № 1 ре мажор — одно из первых камерно-инструментальных сочинений Чайковского . Он был написан в феврале 1871 г., специально для первого авторского концерта композитора, состоявшегося 16 марта того же года в Малом зале московского Дворянского собрания. Через год квартет прозвучал в Петербурге, где, по словам композитора, «произвел фурор». Концерт посвящен ученому и педагогу, первому русскому переводчику трудов Дарвина С.А. Рачинскому (как и Чайковский, он был членом московского Артистического кружка). Наиболее известная его часть —
Andante cantabile, в основе которой лежит русская народная песня «Сидел Ваня на диване»; Чайковский сам записал ее с голоса плотника из Калужской губернии. Еще при жизни Чайковского Andante cantabile стало одним из его популярнейших «бисов»; эта часть и сегодня исполняется отдельно в самых различных переложениях.

Камерно-инструментальные произведения Чайковского прозвучат в исполнении солиста-концертмейстера группы виолончелей оркестра Большого театра Петра Кондрашина, заместителей концертмейстера Александра Майбороды и Надежды Антиповой (скрипки) и артиста оркестра Дмитрия Усова (альт).

Второе отделение концерта посвящено раритетам камерно-вокальной музыки Чайковского. «Природа и любовь» для женского трио, женского хора и фортепиано — пожалуй, это небольшое вокальное произведение станет главным сюрпризом концерта. Чайковский написал его (на собственный текст) в 1870 г. для Московского института благородных девиц. Голоса солисток и хора поют о блаженстве любви и восхищении красотой природы, которое всегда было особым свойством композитора — Чайковский сам писал о «способности в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни». К сожалению, на концертной эстраде это произведение можно услышать крайне редко («Природа и любовь» вошла в программу торжественного открытия Исторической сцены театра в 2011 г.)

То же можно сказать и о вокальном квартете «Ночь» — одном из самых «моцартианских» сочинений композитора. В его основу положен фрагмент фортепианной фантазии Моцарта до минор
KV475. «Ночь» была написана в марте 1893 г. в подмосковном Клину — последнем пристанище Чайковского.

Шесть вокальных дуэтов на стихи И. Сурикова, А.К. Толстого и Ф. Тютчева продолжают традицию вокальных ансамблей русской музыки первой половины
XIX в. Они были написаны Чайковским в 1880 г. и в своей эмоциональной выразительности не уступают сочиненным в эти годы романсам «послеонегинского» периода.

Вокальные сочинения Чайковского прозвучат в исполнении солистов оперной труппы Большого театра — народной артистки России Елены Зеленской, Алины Яровой, Светланы Шиловой, Максима Пастера, приглашенного солиста Петра Мигунова и выпускницы Молодежной программы Марии Лобановой, а также группы женского хора Большого театра.

Партия фортепиано — заслуженный артист России Алексей Гориболь.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ