Самый важный инструмент!

15.03.2018

«Что я хочу всем этим сказать, так это лишь то, что контрабас просто и бесспорно является самым важным инструментом в оркестре. С этим не согласиться нельзя никак».   
П. Зюскинд, «Контрабас»


Контрабас – один из самых крупных инструментов симфонического оркестра и, вдобавок ко всему, еще и главный-заглвный герой знаменитой пьесы Патрика Зюскинда. Это «фундамент» оркестра, но вместе с тем и полноценный солист – как академический, так и джазовый. Очередной концерт из серии «Мир контрабаса» действительно представит слушателям целый мир этого «великана», которому, как выясняется, доступны и тончайшие лирические высказывания, и подлинный драматизм, изысканная виртуозность и искрометный юмор.

Первое отделение обрамляют две остроумные музыкальные «шутки»: миниатюрная детская пьеса Д. Кабалевского «Клоуны», до боли знакомая ученикам музыкальных школ и их родителям, которая на сей раз прозвучит в остроумном переложении для контрабаса и фортепиано, и небольшая и очень веселая фантазия современного английского композитора Дэрила Рансуика «Strauss in the doghouse» ( в ней знаменитый вальс И. Штрауса «Голубой Дунай» изложен для квартета контрабасов в легкой, местами близкой к эстрадно-джазовой манере).

Прозвучат и «серьезные» сочинения в жанре виртуозной фантазии. Это фантазия современного французского композитора и контрабасиста Бернарда Селлеса на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен», основанная на знаменитых мелодиях из одной из популярнейших опер всех времен, и фантазия Д. Боттезини на темы из оперы В. Беллини «Сомнамбула» – виртуозный парафраз на основе одной из прекраснейших опер в жанре итальянского belcanto.

Джованни Боттезини – итальянский музыкант XIX века, блестящий контрабасист, композитор, дирижер – при жизни пользовался огромной известностью. Всегда находился в самой гуще музыкальных событий. В качестве и солиста, и дирижера гастролировал во множестве стран. Близкий друг Джузеппе Верди, в 1871 г. он продирижировал в Каире премьерой оперы «Аида». За виртуозную технику игры современники прозвали его «Паганини контрабаса». Его многочисленные сочинения для контрабаса до сих пор занимают важное место в репертуаре контрабасистов и представляют собой практически вершину технической сложности. Изобилуя сложнейшими техническими приемами, сочинения Боттезини при этом покоряют своей естественностью и мелодичностью, а также поистине романтической яркостью и таким разнообразием, что раскрывают во всей красе всю «художественную» палитру этого инструмента.

Еще две сонаты дополнят первое отделение: Соната ре мажор Дж. Россини для дуэта виолончели и контрабаса, вызывающая в памяти легкие и изящные образы его опер, и Соната для контрабаса и фортепиано П. Хиндемита. Лирико-драматическая соната Хиндемита, написанная в 1949 г. в Америке, является частью грандиозного цикла (двадцать одна соната) для всех оркестровых и некоторых других инструментов.

Во второй части концерта контрабас предстанет перед слушателями в совершенно ином, не совсем академическом качестве. Прозвучат джазовые композиции грузинского контрабасиста и джазмена Георгия Махошвили, «Элегия» Матса Норрефалька, «Я шагаю по Бродвею» гуру киномузыки Андрея Петрова и финал Второй сюиты Клода Боллинга, уже ставшего почти что классиком в жанре, «обосновавшемся» на стыке джаза и академической музыки, с сочным названием «Jazzy». Солисты оркестра Большого театра Дмитрий Тарбеев и Кирилл Носенко исполнят свои собственные сочинения – Сюиту для контрабаса соло и Cocktail Boogie соответственно. В композиции Адама Бена Эзра «Can’t stop running» контрабас соло сыграет роль и струнного, и ударного инструмента одновременно. В атмосферу жаркого и томительного аргентинского вечера перенесет знаменитое «Oblivion» («Забвение») аргентинца Астора Пьяццоллы, родоначальника стиля «танго нуэво», обогатившего жанр аргентинского танго элементами джаза и академической музыки. Эффектным завершением концерта станет «Серенада» («музыкальный турнир») Евгения Петрова для контрабаса и контрабас-балалайки в сопровождении ансамбля солистов, основанная на зажигательных ритмах испанской музыки.

В концерте примут участие Иван Богданов, Геннадий Борисов, Павел Изюмский, Ярослав Любов, Кирилл Носенко, Павел Степин, Серафим Стойко, Сергей Панов, Александр Парасаданов, Олег Самойлов, Дмитрий Тарбеев, Олег Трусов, Артем Чирков (контрабас), Валерия Арзуманова, Эльнара Красилова, Ольга Кузьмина, Анна Яновская, Александр Калашков (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Надежда Изюмская, Арсений Безносиков, Степан Худяков (виолончель), Елена Митрофанова (флейта), Вера Алмазова, Мавжида Гималетдинова, Анна Гришина, Александра Макаревич, Анна Расина (фортепиано), Михаил Дзюдзе (контрабас-балалайка), Дмитрий Илларионов (гитара), Антон Михайлевский (ударные).

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ