Концерт брасс-ансамблей Большого театра

07.05.2019

Это будет в прямом смысле блестящий концерт: на сцену выйдут сразу несколько брасс-ансамблей Большого! К плаванию брассом они, конечно, отношения не имеют – хотя, чтобы овладеть их непростыми и часто очень массивными инструментами, требуется неплохая физическая подготовка. На самом деле, слово «брасс» происходит от английского «brass», означающего одновременно и материалы – медь и латунь – и группу инструментов, которые из них изготовлены. Наиболее распространенный среди таких ансамблей – брасс-квинтет, зародившийся и завоевавший огромную популярность в середине ХХ века в США, но в нашем случае слушатели получат возможность познакомиться и с другими «медными» составами.

История музыки для ансамблей медных духовых инструментов восходит к итальянскому Ренессансу. В то время распространены были так называемые «консорты» – небольшие инструментальные ансамбли, которые часто состояли из инструментов одного и того же семейства, но различной высоты звучания. Можно было встретить консорты струнных – виол, блокфлейт, а также и медных инструментов, куда входили в разных сочетаниях предшественники современной «меди», например, сакбут, цинк и шалмей («предки» современных тромбона, корнета и трубы).

В первом отделении слушатели вместе с музыкантами пройдут захватывающий путь становления брасс-музыки. В начале концерта будет исполнена пьеса Анонима (в средние века и эпоху раннего Ренессанса весьма распространено было не указывать авторства) и танцы фламандского композитора и нотоиздателя XVI века Тильмана Сузато (помимо собственного творчества, представляющего несомненный интерес, именно он открыл публике и музыкальной истории произведения корифеев нидерландской полифонии строгого стиля – Жоскена Депре и Орландо Лассо). Эпоха барокко будет представлена транскрипцией четверного скрипичного концерта Георга Филиппа Телемана для квартета тромбонов. Композитор был при жизни настолько успешен, что современники ставили его выше Генделя и Баха (И.С.), что, впрочем, не мешало ему быть в прекрасных отношениях с Иоганном Себастьяном: Телеман стал крестным отцом одного из его сыновей. Будет исполнено и сочинение Генделя, одно из интереснейших с точки зрения жанра, – сюита «Музыка на воде». Она предназначалась для исполнения во время «прогулки» по Темзе английского короля Георга I, на службе у которого находился композитор. Недалеко от королевской барки располагалась барка с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на разных инструментах, среди которых особая роль поручалась именно духовым, бесподобно звучавшим на открытом воздухе. Король был настолько восхищен музыкой, что потребовал повторить весь концерт еще трижды – два раза до ужина и один раз после!

Далее у нас по программе – эпоха классицизма, и вновь очень необычное сочинение: Три пьесы для четырех тромбонов Людвига ван Бетховена. Цикл был написан в 1812 г., когда композитор, страдавший от невыносимых головных болей, находился на лечении в Богемии. Торжественная музыка была заказана Бетховену капельмейстером г. Линца Францем Ксавером Глёглем для исполнения на празднике Всех Святых в главном соборе города. Спустя пятнадцать лет произведение было сыграно во время траурного шествия в церковь перед похоронами самого композитора, в котором приняли участие около двадцати тысяч человек. Тогда центральная часть цикла предназначалась для пения – небольшую стихотворную эпитафию, переложенную на музыку пьесы, написал друг Бетховена, поэт и дипломат Франц Грильпарцер.

Замечательны две пьесы Эдварда Грига, основоположника норвежской национальной музыкальной школы, – Сарабанда из сюиты «Из времен Хольберга» (в оригинале – для камерного оркестра) и «Свадебный день в Трольхаугене» (в оригинале – для фортепиано). А в заключение первого отделения прозвучит феерическая виртуозная ария грозной и неистовой Царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта.

Второе отделение музыканты посвятили исключительно музыке XX века. Откроет его пьеса «Детский цирк» нидерландца Яна Куцира, в творческом наследии которого музыка для медных духовых занимает особое место, что связано с его многолетним сотрудничеством с ансамблем английского трубача Филипа Джонса. За произведения, обогатившие репертуар для тубы, композитор посмертно получил награду Международной ассоциации тубы и эуфониума (его вклад был оценен как «жизненные достижения»). И начиная с 1999-го каждые два года проводится международный конкурс медных духовых ансамблей, названный его именем.

Польский композитор и пианист Казимеж Сероцкий входит в число самых смелых авангардистов ХХ века: в 1950 годы он обратился к серийной технике, экспериментировал в области пуантилизма, сонорики, алеаторики. Неоднократно писал для тромбона соло и в сочетании с другими инструментами.Особой популярностью пользуется его Концерт для тромбона с оркестром. В исполнении солистов оркестра Большого театра прозвучит его Сюита для четырех тромбонов, состоящая из семи небольших пьес.

Четыре Балетные сюиты Дмитрия Шостаковича составлены из фрагментов музыки трех его балетов, написанных молодым композитором в конце 20-х – начале 30-х гг. прошлого столетия: «Золотой век» (о футбольном матче в рамках промышленной выставки), «Болт» (о вредительстве на заводе) и «Светлый ручей» (о жизни колхоза на Кубани). Шостакович с огромным энтузиазмом принялся за эксперименты в области театральной и кинематографической музыки, еще не зная, что это станет его проклятием на долгие годы. Его балеты будут заклеймены как «балетная фальшь», а сам он на протяжении всей своей жизни будет вынужден зарабатывать на хлеб сочинением музыки к пропагандистскому кино, нередко не представляющему никакого художественного интереса и прославляющему ненавистный ему тоталитарный режим. Так или иначе, балетные сюиты составлены из лучших и остроумнейших номеров балетов и интересным образом сочетают в себе язык популярной, прикладной музыки, смелые, неординарные находки в области оркестровки, и искрометный юмор, часто граничащий с иронией и гротеском.

Юмористическую тему продолжит «Юмореска» Р. Щедрина – одна из самых популярных его фортепианных миниатюр, доступная для исполнения даже маленьким музыкантам, но представляющая собой эффектную концертную пьесу, вызывающую если не смех, то хотя бы улыбку.

Многие, несомненно, будут особенно рады услышать два знаменитых танго «великого Астора», как его называют на родине, аргентинца Астора Пьяццоллы – зажигательное и страстное «Либертанго» и медленное «Oblivion» («Забвение»). Секрет невероятной неугасающей популярности сочинений Пьяццоллы – в причудливом жанровом сочетании, которое позволило ему создать свой неповторимый и узнаваемый стиль «tango nuevo»: в нем с чертами аргентинского танго соединяются элементы академической музыки и джаза.

Завершат всю эту музыкальную феерию, все сильнее сияющую своим медным блеском, три миниатюры современного американского композитора Дэвида Убера. Кроме сочинения музыки, важнейшей сферой его деятельности является исполнительство: как тромбонисту ему довелось выступать в составе ведущих коллективов США. Поэтому неудивительно, что произведения именно для тромбона особенно важны в его творческом наследии. В исполняемой солистами Большого сюите композитор невероятно чутко передал всю красоту, благородство, выразительность и огненный блеск своего любимого инструмента.

В концерте примут участие коллективы: Брасс-ансамбль «Каприз» артистов оркестра Большого театра п/у Леонида Чистякова: Александр Скворцов, Сергей Луценко (труба), Николай Шкляр (валторна), Андрей Руднев (тромбон), Владислав Мартынов (туба), Александр Кошевой (ударные), Оксана Павлова (фортепиано); Брасс-квинтет солистов оркестра Большого театра им. М.И. Табакова: Михаил Гайдук, Никита Шишков (труба), Артур Арзуманов (валторна), Дмитрий Железнов (тромбон), Юрий Афонин (туба); Квартет тромбонистов Большого театра: Яков Брагин, Дамир Хузин, Артур Гильфанов и Леонид Рафальсон.

Наталия Абрютина