Памяти великого мастера

10.04.2018

Духовые инструменты издревле сопровождали торжественные мероприятия, военные действия, использовались в быту. В нескольких областях России до сих пор сохранилась уникальная традиция игры на кугиклах, предполагающая точные и слаженные действия нескольких ансамблистов. Профессиональная музыка также знает разные варианты духовых составов, один из которых — духовой квинтет. Артисты Духового квинтета Большого театра при участии музыкантов струнной группы познакомят слушателей с интересными и редкими сочинениями для духовых и с их участием.

Два из них принадлежат перу В. А. Моцарта — это Адажио для английского рожка и струнных KV 580a и Квартет фа мажор для гобоя и струнных KV 370/368b. Выбор гобоя и близкого ему инструмента — английского рожка в качестве солиста, сопровождаемого струнными, в них не случаен: Моцарт был хорошо знаком с гобоем благодаря дружбе с гобоистом. Впрочем, есть вариант Адажио (фа мажор) и с четырьмя духовыми. Помимо английского рожка, это два бассетгорна, играющие партии скрипки и альта, и фагот, исполняющий партию виолончели. В таком виде, то есть как духовой квартет, эта одновременно изящная и задушевная пьеса вписывается в жанр так называемой Harmoniemusik – музыки для духовых, культивировавшейся при дворе и в лучших домах аристократии. Духовой ансамбль, исполняющий Harmoniemusik, являлся для своих владельцев удобным заменителем полноценного оркестра, содержание которого требовало больших материальных издержек. Такой ансамбль нередко исполнял популярную оперную музыку; так, сам Моцарт сделал переложение для духового состава своей оперы «Похищение из сераля».

Квартет фа мажор для гобоя и струнных — искусно написанная пьеса в трех частях. Гобой в ней явно занимает лидирующее положение: ему поручено изложение всех основных тем, и он же часто становится инициатором многочисленных музыкальных «диалогов» между партиями. Моцарт раскрывает и его разные выразительные возможности. Так, в крайних частях гобой подан как подвижный и виртуозный участник квартета, а в средней — как инструмент широкого дыхания, исполняющий проникновенную кантилену. Квартет интересен полифоническими приемами — например, четырехголосным каноном в разработке первой части. Моцарт также использует редкий прием полиритмии: в финале гобой исполняет виртуозные пассажи «поперек» вальсообразного трехдольного аккомпанемента струнных.

В Трио до мажор для двух гобоев и английского рожка op. 87 Л. ван Бетховена, при всей близости его стиля моцартовскому, мы слышим почерк уже совсем другого автора. Первую часть трио пронизывают интонации основного, заглавного мотива, который повторяется в партиях всех инструментов от разных звуков и в разных вариантах. Это — черта стиля именно Бетховена; для Моцарта больше характерно чередование различных мелодических фраз. И яркие динамические контрасты, внезапные сфорцандо, присутствующие во всех частях, — тоже признаки, отличающие музыку Бетховена. И они «встречаются» не только в его наиболее значительных сочинениях — симфониях, сонатах, Мессе, но и в относительно малоизвестных опусах, таких, как это трио.

Некоторые духовые способны еще и подражать человеческому голосу (в переложениях музыки вокальной)! В этом можно будет убедиться, прослушав вошедшие в программу номера – «Вечернюю песню» Р. Шумана, арию Морганы «Tornami a vagheggiar» из оперы «Альцина» Г.Ф. Генделя, арию Ациса «Alto Giove» из оперы «Полифем» Н. Порпоры. Любопытно, что два последних композитора при жизни некоторое время были соперниками. Никола Порпора, пользовавшийся огромной популярностью на родине, в Италии, в 1729 г. был приглашен в Лондон. Однако там уже «хозяйничал» Гендель, успевший к тому времени приобрести немалую известность в туманном Альбионе. Порпора не смог выдержать конкуренции и вернулся домой. Весьма популярным композитором был некогда и итальянец Амилькаре Понкьелли, автор небезызвестной оперы «Джоконда» и учитель Пуччини и Масканьи. В концерте прозвучит его «Каприччио» для гобоя и фортепиано.

Духовой квинтет Большого познакомит слушателей с сочинениями и других редко исполняемых авторов — немецкого композитора Августа Клугхардта и итальянца Джузеппе Камбини. Два их духовых квинтета будут исполнены во втором отделении.

В концерте выступят Николай Попов (флейта), Софья Беляева (гобой), Александр Крылов (гобой), Сергей Лысенко (гобой), Антон Шебеко (гобой), Владислав Комиссарчук (английский рожок), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна), Валерия Арзуманова, Валентина Дементьева, Инна Ли, Светлана Микляева, Ольга Первозванская, Владимир Кожемяко, Игорь Цинман (скрипка), Любовь Токорева, Татьяна Файн, Дмитрий Усов (альт), Арсений Безносиков (виолончель), Олег Трусов (контрабас), Наталья Киселева (фортепиано).

Оксана Усова