Праздничная токката

06.03.2018

Среди сольных органных номеров, вошедших в программу, есть сразу несколько сочинений в жанре токкаты. Пьесы с таким названием могут выполнять функцию вступления к более сложным полифоническим формам, но могут быть и самостоятельными произведениями. Для токкат, как правило, характерен виртуозный, типично инструментальный тематизм и единообразный ритмический рисунок в течение всей пьесы. В концерте прозвучит одна барочная токката, вернее, цикл «токката и фуга» — знаменитая Токката и фуга ре минор Баха — и две романтических, Токката соль мажор из сборника «Двенадцать пьес для органа» Теодора Дюбуа и Токката из Симфонии № 5 Шарля-Мари Видора. Тот же жанр, но «перешагнувший» в XX век, представит «Праздничная токката» Перси Флетчера, пару которой составит произведение композитора того же столетия – Эпилог для педали соло из сюиты «Памяти Фрескобальди» Жана Лангле. Эта сюита, посвященная великому органисту и композитору раннего барокко — Джироламо Фрескобальди, весьма необычна по стилю. В ней сочетается традиционная для органа патетика и современные эстрадные ритмы, что создает довольно-таки противоречивое впечатление.

Возможности органа в передаче оркестровых красок продемонстрирует увертюра к опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини. Бесспорно, это самый известный номер из всей оперы, которой Россини завершил свою музыкально-театральную карьеру. Из самой увертюры больше всего «на слуху» пасторальная тема деревянных духовых и заключительный галоп, однако предыдущие разделы, изображающие картину бури, ничуть не менее эффектны.

Орган может быть не только сольным инструментом, но и успешно сопровождать, например, певческий голос. В этом слушатели смогут убедиться, познакомившись со звучанием нескольких оперных шедевров в «вокально-органной» версии. Среди них —жемчужины барочной оперы: ария Гения Холода из оперы «Король Артур» Г. Перселла, ария Ксеркса «Ombra mai fu» («Никогда здесь не было тени») из оперы «Ксеркс» Г. Ф. Генделя и ария Ринальдо «Or la tromba» («Торжественный глас фанфар») из его же оперы «Ринальдо». Обе арии Генделя написаны для высокого мужского голоса и были рассчитаны на певцов-кастратов, искусство которых процветало во времена, когда жил и творил композитор. В наши дни их заменяют контратенора – обладатели редкого и бесценного певческого тембра. Ария Перселла — это типично басовый номер, мрачный и драматичный, но часто и его можно услышать в исполнении контратенора, как и в нашем концерте.

В вокально-инструментальную часть программы включена также церковная музыка В. А. Моцарта и А. Вивальди. Прозвучит мотет Моцарта «Ave verum corpus» и три части из Gloria ре мажор Вивальди. К ним примыкает сочинение Сезара Франка Panis angelicus, для исполнения в церкви не предназначенное, но написанное на текст католической молитвы. Эта молитва получила широкую известность благодаря своим разнообразным музыкальным воплощениям (музыку на нее писали также Сен-Санс, Андре Капле и др.). Еще более известна латинская молитва Ave Maria: на этот текст написаны десятки музыкальных пьес. В концерте она прозвучит в трех «вариантах» – Жюля Массне, Владимира Вавилова, издавшего в качестве мистификации свою собственную Ave Maria под именем барочного композитора Джулио Каччини, и Астора Пьяццоллы. Последняя пьеса будет исполнена в не совсем обычном формате: она станет сопровождением для рождественского стиха «И взял меня Ангел». В такой же «роли» выступит и Adagio Баха-Марчелло из баховского Концерта для гобоя и струнных ре минор, которое станет музыкальным «дополнением» к сонету Ф. Петрарки «Ни вечерами…». Такие композиции наверняка порадуют любителей поэзии. Ну а для поклонников балета предусмотрены два хореографических номера – Адажио из балета «Раймонда» А. Глазунова и «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

В концерте примут участие Анастасия Барун (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Сергей Ванин (контратенор), Евгения Кривицкая (орган), Даниэль Зарецкий (орган), Хироко Иноуэ (орган), Джанлука Либертуччи (орган), Батист Флориан Марль-Уврар (орган), Людмила Херсонская (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель), Алексей Корнильев (труба), Александр Болдачёв (арфа), Петр Татарицкий (актер-чтец), Мария Аллаш (прима-балерина), Александр Волчков (премьер), Камерный хор Московской консерватории (дирижер Александр Соловьев), Детский хор Большого театра (хормейстер Юлия Молчанова).

Оксана Усова

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ