Звездный путь

12.05.2018

Жизнь и карьера Светланы Адырхаевой свидетельствуют о том, что, если уж дано человеку настоящее призвание, то мимо него пройти невозможно.

Жила-была в североосетинском селении Хумалаг маленькая Светлана и совсем ничего не знала о балете. И вот произошло это «вдруг» – заглянула к ним в дом как-то раз соседка и рассказала, что в столичном городе Орджоникидзе педагоги Ленинградского хореографического училища отбирают детей, пригодных к занятию танцем. Тяжелое послевоенное время, много забот, взять в голову еще одну матери уже не под силу, да и вообще всерьез подумать о том, чтобы отпустить своего ребенка одного и так далеко. Но ребенок сумел настоять на своем, он почему-то сразу – и навсегда! – понял, что нужен ему только балет и ничего кроме балета.

«Если бы Светлана заново родилась, то все равно бы пришла к танцу», – скажет потом о ней легендарная Галина Уланова, ставшая педагогом Светланы Адырхаевой в Большом театре. Между училищем и Большим у прекрасной Черкешенки (так называл ее знаменитый питерский хореограф Федор Лопухов) были еще два театра – Челябинский, начало истории которого совпало с началом ее собственной (он тогда только открывался), и Одесский. А попасть в Большой помогла пресловутая декада национального искусства.

Дебют в спектакле Большого театра был предложен так быстро и неожиданно, что у будущей дебютантки от страха потемнело в глазах. Тем более что речь шла о «Лебедином озере». Так с главного названия классического балетного репертуара началась у двадцатидвухлетней Светланы Адырхаевой будущая блестящая карьера. Ее индивидуальность определялась отличной академической выучкой, делавшей неотразимыми и без того очень красивые линии ее танцующего тела, и то едва уловимым, а, когда требовалось, и сознательно подчеркнутым восточным «акцентом». Как нельзя кстати этот акцент пришелся в ее коронных партиях – Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке», Мехмене Бану в «Легенде о любви», Эгины в «Спартаке». Балеты Григоровича, ценившего ее дарование, очень способствовали ее расцвету.

Закончив танцевать, она несколько лет жила вне интересов Большого театра. А затем триумфально вернулась в качестве педагога. У нее большой класс и очень талантливые ученицы, список которых победно возглавляют Екатерина Крысанова и Анастасия Сташкевич.