Четыре вечера Вагнер

18.05.2018

Последнее десятилетие Софийская опера переживает настоящий вагнеровский бум. Начало ему положил очень смелый проект: театр осуществил постановку всей тетралогии «Кольцо нибелунга» – самого масштабного и, наверное, самого сложного для сценического воплощения творения Рихарда Вагнера.

Ушло на постановку четыре (!) года: каждый новый сезон был отмечен новой премьерой. Пролог «Золото Рейна» увидел свет в 2010 г., в день рождения композитора, — 22 мая. Через год на сцену вышла «Валькирия», в 2012-м — «Зигфрид». Наконец, в 2013-м добавилась «Гибель богов» – и в честь двухсотлетнего юбилея Вагнера, который пришелся как раз на этот год, впервые в истории Софийского театра, Болгарии и даже всего Балканского полуострова прозвучала полная версия «Кольца».

Амбициозность вагнеровского проекта заключается и в том, что осуществлен он без привлечения приглашенных солистов, исключительно силами софийского театра, в котором традиции исполнения опер Вагнера до того времени не существовало. Стилистической и языковой подготовкой певцов руководил выдающийся репетитор-консультант Рихард Тримборн. За музыкальную часть всего цикла отвечал Эрих Вехтер, дирижер, приглашенный из Германии (премьеры трех первых спектаклей подготовил маэстро Павел Балев). Инициатором проекта и режиссером спектаклей выступил директор Софийского театра Пламен Карталов. Исполняется «Кольцо» — а звучат четыре оперы совокупно приблизительно пятнадцать часов — только болгарскими певцами и музыкантами, причем театр сумел на каждый спектакль подготовить по два «собственных» состава!

Der Ring_text.jpg
«Гибель богов». Сцена из спектакля. Фото Виктора Викторова.


Все части тетралогии выдержаны в едином стиле — «фэнтези», и этот стиль пришелся болгарскому зрителю по вкусу, продемонстрировав по отзывам критики, в том числе и нашей, российской, «абсолютное попадание в мышление современного человека, особенно молодежи».

«Мир Карталова—Панайотова (режиссер и художник-постановщик спектаклей — ред.) необыкновенно привлекателен выдумкой, фантазией, цветовым и световым решением. Это мир фэнтези, мир высокой игры, сложной и занимательной, мир фантастических картин, нездешних цивилизаций, существующий неведомо когда и неведомо как. Это в известной мере приглашение в оперу для современного молодого человека, прекрасно ориентирующегося в киберпространстве со всеми его безграничными возможностями, органично себя чувствующего в фантазийной реальности компьютерных игр». («Кольцо нибелунга» в Софийской опере»/ Belcanto.ru, 2013).

«Кольцом нибелунга» вагнеровская история в Софийской опере не завершилась. С регулярностью хорошо отлаженного механизма в афише снова появляются вагнеровские названия: в 2015 г. – «Тристан и Изольда», в 2017-м – «Парсифаль». Общий итог впечатляет: в течение семи лет театр поставил шесть (!) вагнеровских спектаклей и сам стал точкой притяжения для вагнерианцев всего мира. В 2014 г., например, чтобы увидеть и услышать «Кольцо», в Софию прибыли меломаны из одиннадцати стран! С нетерпением ждут эти спектакли и «в гостях». «Зигфрид» после премьеры побывал на гастролях в Минске, где стал звездой Рождественского оперного фестиваля-2013.
А в 2015 г. софийское «Кольцо» целиком услышали в Германии, на сцене Фестивального театра Фюссена.

А мы рады принять его у себя, на сцене Большого театра:

18 мая — «Золото Рейна»,
19 мая — «Валькирия»,
21 мая — «Зигфрид»
и 23-го — «Гибель богов».

Привезти целиком всю театралогию на гастроли – тоже нелегкая задача. Но, как говорит Пламен Карталов, чтобы утвердить престиж Софийской национальной оперы, очень важно выйти на сцену Большого театра, одного из ведущих театров мира.