Фестиваль в честь Чайковского

16.09.2020

С сентября по декабрь на всех сценах Большого пройдет фестиваль к 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В программе – четыре оперы, пять балетов и пять концертных программ.

Программу фестиваля продолжат «Щелкунчик» (23, 24 сентября, дирижеры Павел Клиничев, Павел Сорокин) и «Лебединое озеро» (26, 27 сентября, дирижеры Туган Сохиев, Алексей Богорад).

«Щелкунчик» – главный хит зимнего репертуара не только Большого театра, но и музыкальных театров всего мира. Давно и прочно он ассоциируется с этим волшебным временем ожидания чуда, предощущения чего-то нового, неизведанного. Критик Борис Асафьев писал об этом балете: «"Щелкунчик" — совсем иное и совсем одинокое совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи... Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное — в жизнь, только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше – к звездам и в розовое море надежд». О своей постановке «Щелкунчика» Юрий Григорович говорил: «Я мечтал о воплощении «Щелкунчика» именно Чайковского, я хотел выразить свое, личное понимание его гениальной музыки. Говоря иначе, я решил всецело довериться композитору, его партитуре. И потому после премьеры мог сказать – я просто слушал музыку и шел за ней». Этот спектакль стал одной из визитных карточек Большого. Более ста раз он был показан на гастролях театра в разных странах мира, неоднократно записывался и транслировался. Уже более пятидесяти лет идет «Щелкунчик» Григоровича на сцене Большого театра – и каждый раз с неизменным успехом.

В главных партиях выступят Маргарита Шрайнер, Анна Никулина (Мари), Давид Мотта Соарес, Владислав Лантратов (Щелкунчик-принц).

«Лебединое озеро»– первый балет Чайковского, и появился он именно благодаря Большому театру. «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки», – писал Чайковский Римскому-Корсакову. «Лебединому озеру» было суждено стать главным балетом в русском репертуаре, а его автору – стать реформатором жанра. В Большом театре «Лебединое озеро» ставилось неоднократно. Несколько редакций представил Александр Горский (к одной из них «приложил руку» и Немирович-Данченко), затем – Асаф Мессерер. Юрий Григорович впервые представил свою редакцию «Лебединого озера» в 1969 г. В его интерпретации балет превратился из сказки в философскую притчу о двуединстве добра и зла, с темами злого рока, иллюзорности и двойничества. Но в полной мере, без цензуры, воплотить свой замысел хореографу удалось лишь в 2001 г. – именно этот спектакль и идет ныне на сцене Большого.

В сентябрьской серии показов примут участие Ольга Марченкова, Екатерина Крысанова, Алена Ковалева (Одетта-Одиллия), Артем Овчаренко, Артемий Беляков, Якопо Тисси (Принц Зигфрид), Михаил Крючков, Фуад Мамедов, Егор Геращенко (Злой гений).


Вся программа фестиваля