В честь Тамары Милашкиной

17.01.2020

На протяжении тридцати лет Тамара Милашкина блистала в Большом, изумляя публику своим уникальным голосом – огромного диапазона, потрясающей красоты тембра, роскошным, теплым и трепетным, как о нем нередко писали и говорили. С первого появления на сцене – еще студенткой консерватории она дебютировала в партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» – стало ясно, что родилась настоящая звезда.

Вскоре исключительный вокальный дар и техническое мастерство юной певицы по достоинству оценили на главной оперной сцене Италии, в знаменитом театре Ла Скала, куда в 1961 г. она отправилась на стажировку в составе молодых артистов Большого. Вопреки всем правилам – стажерам обычно такая честь не оказывалась – ей доверили исполнить главную партию в опере «Битва при Леньяно» Дж. Верди. К тому же, русские артисты не пели на этой сцене с момента последнего выступления Леонида Собинова, то есть едва ли не в течение пятидесяти лет! Тем ярче стал ее миланский триумф: «Успех громадный! Тамара Милашкина пела ведущую партию Лиды. Голос ее великолепен, она была очаровательна в своем черном средневековом костюме. Отлично, непринужденно держалась на сцене. Публика восторженно аплодировала советской певице, вызовам не было конца. Но можете представить ее волнение! Ведь она вела роль, которую накануне исполняла знаменитая итальянская певица Антониетта Стелла!», – такой отклик, полный непосредственного восхищения, оставил художник театра Николай Бенуа. А дирекция сразу же предложила артистке выступить в партии Елизаветы Валуа в опере Дж. Верди «Дон Карлос». Но делать международную карьеру она никогда не стремилась (хотя через два года вновь покорила миланскую публику, выступив в партии Леоноры/ «Трубадур» Дж. Верди).

Вернувшись в Большой театр, Тамара Милашкина именно здесь спела Елизавету (1963 г., премьера и первая постановка оперы «Дон Карлос» в советское время), а позже заслуженный успех и счастливая сценическая судьба ждали ее Леонору («Трубадур»), Аиду, Тоску, Дездемону («Отелло»).

Партию Амелии она также исполнила в первой постановке «Бала-маскарада», осуществленной в советское время (режиссер Семен Штейн, художник Николай Бенуа, 1979 г.). Ее партнерами были легендарные артисты Большого – Зураб Соткилава (Ричард), Юрий Мазурок (Ренато), Елена Образцова (Ульрика); дирижировал спектаклем маэстро Альгис Жюрайтис. Спектаклям Большого предшествовали представления «Бала-маскарада» на Международном майском фестивале в Висбадене (Германия), где на долю Тамары Милашкиной и ее прославленных коллег –Владимира Атлантова, Юрия Мазурока, Ирины Архиповой опять-таки выпал совершенно исключительный успех.

Равным образом Тамаре Милашкиной были близки партии русского репертуара. Татьяна («Евгений Онегин»), Лиза («Пиковая дама»), Наташа Ростова («Война и мир»), Феврония («Сказание о граде Китеже»), Донна Анна («Каменный гость») – многие русские героини в ее исполнении оставили ярчайший след в истории Большого и покорили другие ведущие оперные сцены мира – в Италии, Франции, Германии, Австрии, США.

Незабываем был их дуэт с Владимиром Атлантовым. «Лиза — Милашкина и Герман— Атлантов! Пожалуй, опера Чайковского давно не знала такого редкого слияния выдающихся голосов и такого «созвучия» артистических темпераментов!..» (Е. Грошева, «Певцы Большого театра СССР. Одиннадцать портретов», М., 1978).