Посвящается тому, кто устанавливает стандарты мастерства

30.03.2016

Виртуозная техника, острая характерность, нервность, внимание к психологическим деталям –творческий портрет замечательного танцовщика Бориса Акимова позволяет ему найти свое место в ряду лучших артистов Большого балета середины XX столетия.

Закончил экспериментальный класс (шесть лет обучения вместо традиционных девяти), где попал под сильное обаяние своего педагога Мариса Лиепы. Поступив в театр, моментально начал набирать репертуар. И уже через два года получил партию, о которой мог бы только мечтать (хотя тогда, скорее, даже и не мог). Партию Красса – и в самый год рождения легендарного балета «Спартак». Был включен во второй состав. Артисты нередко не благословляют дублеров на свое «царство». Но тут была совсем другая история – Акимов стал Крассом чуть ли не по рекомендации самого Лиепы, первого исполнителя партии, который потом и поздравил его сердечно с дебютом.

Акимов тщательно изучал «почерк» своего знаменитого педагога – отмечал особенности пластического рисунка, психологическую проработку образа, тщательную работу над гримом. Но педагогические приемы вырабатывал свои, опираясь на чрезвычайно воодушевлявший его опыт другого легендарного танцовщика – Алексея Ермолаева, под руководством которого он стал работать, придя в Большой театр.


В классе.

Практически в самом начале карьеры Акимов на два года оказался выключенным из артистической жизни: трещины в берцовых костях обеих ног потребовали длительного лечения. Он справился с этим испытанием, поддерживая форму корпуса и рук (!), пока врачи занимались его ногами. Железная воля и самодисциплина немало значат в карьере педагога. И они сыграли свою роль. Как и врожденная музыкальность (класс, который дает Акимов, всегда замечательно «уложен» на музыку) – недаром Борис Борисович обнаружил в себе еще и композиторский талант и даже выпустил пластинку с песнями на стихи Есенина.

«Класс Ермолаева, - писал наш юбиляр в память о своем педагоге, - называли не иначе как ермолаевским. Для педагога – это важная оценка его таланта и труда, показатель незаурядной самобытности, свидетельство его яркой индивидуальности». То же можно сказать и о самом Акимове. У него давно сложился свой, «акимовский» класс, где помимо тацовщиков Большого театра (среди учеников – Ирек Мухамедов, Александр Ветров, Андрей Уваров, Андрей Федотов, Александр Петухов, Ян Годовский, Морихиро Ивата, Вячеслав Лопатин – список можно продолжить), «учились» и продолжают заниматься артисты Королевского балета Ковент-Гарден, балета Парижской оперы, балетной труппы театра Ла Скала, Баварского государственного балета, гамбургского балета, Королевского Датского балета, Нидерландского национального балета и многих других прославленных балетных трупп мира.


Нинетт де Валуа, Борис Акимов, Алисия Маркова.

В свое время Маргарет Уиллис, известный английский балетный критик, написала для журнала «Советский балет» статью о том, как высоко оценили педагогический метод Бориса Акимова в Лондоне. По мнению Нинетт де Валуа, самой «королевы-матери» балетной труппы театра Ковент-Гарден, «московский гость установил тот высший стандарт мастерства, которому должны следовать мальчики в своем дальнейшем развитии». Другая гранд-дама английского балета – Алисия Маркова – заявила, что уроки Акимова напомнили ей годы собственного учения, а ведь она обучалась ни много ни мало у самого маэстро Энрико Чеккетти!

К нынешнему юбилею, который наш герой встречает со свойственной ему кипучей энергией, приветственные и благодарственные послания ему прислали со всех концов света замечательные хореографы, педагоги и артисты – Асами Маки, Сильви Гиллем, Брижит Лефевр, Энтони Доуэлл, Пьер Лакотт, Хан сван Манен, Джон Ноймайер, Кевин О’Хейр, Уэйн Иглинг, Тур ван Шайк, Тед Брандсен. Все их можно будет прочитать в специально изданном по случаю буклете с большим количеством фотографий, которые в той или иной мере передают яркость артистического дарования и степень педагогического энтузиазма прекрасного танцовщика, учителя и человека Бориса Акимова.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ