Большой продолжает славить Сергея Рахманинова и представляет России Франка Петера Циммермана

30.06.2008

В год 135-летия Сергея Рахманинова Большой театр уделяет действительно большое внимание великому русскому композитору. Всего чуть более месяца назад оркестр Большого и Николай Луганский исполнили все концерты Рахманинова для фортепиано с оркестром. И совсем скоро, в середине июля, на престижном Шлезвиг-Гольдштейнском музыкальном фестивале Большой представит концертное исполнение рахманиновских опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», премьеры которых состоялись в Большом театре в 1906 г. под управлением самого автора.

«Скупой рыцарь» «попал» и в программу последнего абонементного концерта, которую комментирует художественный руководитель и главный дирижер Большого Александр Ведерников:

— Обе оперы Рахманинова довольно трудные, но очень интересные, и мне захотелось показать хотя бы одну из них и в Москве. Многие ждут от Большого театра концертного исполнения опер. И есть оперы, которые действительно выигрывают в концертном исполнении, например, «Иоланта» или «Самсон и Далила», — оперы в той или иной степени вялые драматургически, зато очень интересные в музыкальном отношении.

Что касается Рахманинова, по-моему, специфика его опер заключается в том, что в концертном исполнении они выглядят лучше, чем на сцене. Рахманинову то ли не хватало опыта, то ли владение оперной драматургией вообще не было ему присуще. Оперу «Алеко», например, почти невозможно поставить, в том числе потому, что все герои там появляются внезапно.

Вот и «Скупой рыцарь» — довольно своеобразное сочинение. Нет ни одной женской партии, нет хора. Опера написана на почти не измененный текст, лишь немного сокращенный. То есть либретто как такового нет, а есть текст маленькой трагедии Пушкина, что, конечно, очень хорошо, поскольку это замечательное литературное произведение.

Удачным завершающим аккордом концертного сезона, по моему мнению, могло стать и выступление хорошего солиста-скрипача. И нам удалось — в довольно короткие сроки — организовать такое выступление. Я никогда раньше не играл с Франком Петером Циммерманом, но его записи производят очень сильное впечатление. Конечно, Бетховен и Рахманинов — не самое стандартное сочетание. Но если вы уже выбрали Рахманинова, что еще тогда может быть в другом отделении, кроме того же Рахманинова? На мой взгляд, тот или иной классический концерт. И довольно часто программа, которая построена не по принципу подобия, но сопоставления, оказывается весьма привлекательной.