Бетховенский зал накануне своего 90-летия

16.12.2010

Реставрация Бетховенского зала закончится в конце лета 2011 г., тогда планируется завершить декорирование его стен тканью. Но уже сейчас выполнены все остальные реставрационные работы: восстановлен и позолочен исторический декор потолка и стен, в том числе вензеля Николая II, подготовлены под обивку атласом стены бывшего императорского фойе, отреставрированы старинные зеркала и двери, уложен новый паркет.

Первоначальный свой облик, которым был обязан Альберту Кавосу, Бетховенский зал изменил еще в конце XIX века, когда интерьеры большого зала императорского фойе были обновлены по случаю коронации императора Николая II. В 1895-1896 гг. существовавший в фойе живописный плафон был заменен лепным декором в виде розеток, выполненных из папье-маше, а стены обтянуты атласной тканью цвета «шардон» или «раскаленного чугуна» с ручной вышивкой шестицветной шерстью, выполненной в стиле Людовика XV. Потолок зала был украшен двумя позолоченными бронзовыми люстрами, каждая из которых была унизана почти пятью тысячами хрустальных подвесок из двадцати видов хрусталя и оптического стекла. Над высокими дверными проемами появились десюдепорты (так называются декоративные композиции, расположенные над дверями).

В советское время императорские инициалы и лепные изображения корон были сбиты, и в Бетховенском зале воцарилась советская символика. На смену императорской короне явилась пятиконечная звезда, на смену императорскому вензелю — серп и молот. В настоящее время утраченная императорская символика уже полностью восстановлена.

По окончании реставрации стены зала, как и в конце XIX века, будут обтянуты двухслойной тканью красного цвета. Точно такой же материал был изготовлен во Франции в 1896 г. по случаю коронации российского императора. «Ткань воссоздавалась в единственной мастерской в России, где по музейным образцам XVIII-XIX веков изготавливаются уникальные изделия народно-художественного промысла — узорные шелковые ткани. Декоративные тканые полотна, использованные для убранства помещений Большого театра, представляют большую историческую и художественную ценность. По своей значимости их можно отнести к музейным экспонатам. К сожалению, некоторая часть исторических тканей была впоследствии заменена новыми материалами. Именно поэтому было так важно восстановить былое великолепие залов Императорского фойе», — подчеркнул представитель генерального подрядчика М. Сидоров.

Для воссоздания ткани потребовалось почти пять лет кропотливой исследовательской и реставрационной работы. Разработка эскизов в цвете шла в строгом соответствии с архитектурным стилем и художественным оформлением исторических интерьеров помещений Большого театра. Колер подбирался по архивным образцам ткани и утверждался комиссией, оценивавшей его соответствие с эталонным экземпляром. Красный атлас был вручную, миллиметр за миллиметром, изготовлен по технологиям ткацких мануфактур XIX века. Для плетения ткани мастера использовали ручные жаккардовые станки, названные по фамилии французского ткача и изобретателя. В настоящее время жаккардовый метод прядения исчез с массового рынка и теперь используется только при изготовлении высококачественных изделий.

«В октябре 2011 г. Большой театр откроет свои двери для первых зрителей. И они смогут увидеть восстановленный декор бывшего императорского фойе и других помещений исторической части театра. После открытия театра Бетховенский зал будет использоваться как выставочное помещение. А концерты и хоровые выступления будут проходить в новом подземном концертном зале», — отметил М. Сидоров.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ