Журналистам показали, как обретает первоначальный блеск старинный Большой театр

02.12.2010

Реставрация главной люстры
Первая реставрация люстры была проведена в конце XIX века. В главных российских архивах хранятся документы за 1895 г., в которых содержатся упоминания об этом: «перезолотить таким червонным золотом на мордан железную большую люстру в Зрительном зале с мелочным исправлением ее частей» (РГАЛИ); «...главную люстру вызолотить вновь; во всех поименованных предметах исправить поломанные и доделать недостающие части с добавлением утерянного хрусталя» (архиве литерат за найдено следующее упоминание о главной люстре: («Перечень строительных и по убранству работ для приведения Императорских Московских Театров в соответствующий торжествам Св. Коронации вид», РГИА). Изучение архивных материалов помогло реставраторам определить время проведения первых реставрационных работ главной люстры зрительного зала и уточнить некоторые технологические аспекты.

В ХХ веке реставрацию люстры проводили в 1975 г., когда шла подготовка к 200-летнему юбилею Большого театра, и еще раз — в 1992-м. В интерьерах театра люстры находились до ноября 2005 г., тогда они были описаны и демонтированы. Хрустальные подвески, нити и шары были сняты, промаркированы по ярусам и уложены в специальные коробки.

В 2006 г. лучшие мастера страны приступили к реставрации главной люстры Большого театра. В процессе комплексных исследований выявлялись утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни. В дальнейшем они воссоздавались по аналогам сохранившихся исторических деталей. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но отшлифовывались и полировались с максимальной осторожностью, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. Новые детали создавались в точном соответствии с сохранившимися историческими элементами.

Технология золочения главной люстры
Мастерам пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту. Предварительный анализ состояния люстры показал, что слои позолоты наносились в разных техниках и отличались использованными материалами. Если первый слой был выполнен масляным золочением «на мордан», то в более поздних отмечено применение твореного золота или порошка на основе медного сплава. Детали из латуни во время последующих реставраций не золотили, а полировали, что свидетельствует о явном несоблюдении технологического цикла. Существовавшее состояние позолоты реставраторами было оценено как неудовлетворительное. Грунтовочные слои со временем стали хрупкими и легко отслаивались вместе с ней. На железных деталях были обнаружены следы коррозии.

19 ноября 2010 г. мастера приступили к золочению люстры. Сейчас реставраторы провели так называемое контрольное золочение для утверждения технологии комиссией авторского надзора.

Для золочения используется сусальное золото 960-й пробы, которое выпускается в виде листов, в основном, размером 91,5 на 91,5 мм. Листы золота уложены в книжки из папиросной бумаги. Вес тысячи листов составляет всего 24 г. В каждой книжке содержится 60 листов золота. Толщина золотых листов различна и варьируется от 0,13 до 0,67 микрона. Вес всей книжки составляет 1,4 г. Для золочения главной люстры потребуется около 200 подобных золотых книжек.

Перед тем, как приступить непосредственно к золочению, с поверхности участка удаляется пыль, ровным слоем кистью наносится лак, который затем выдерживается 10-12 часов до нужной степени высыхания. На поверхность, растертую досуха, кладутся и полируются ватным тампоном золотые пластины. В глубоких местах рельефа золото приторцовывается мягкой кистью. Золотые пластины наносятся обязательно «внахлест», места разрывов и трещин «фликуются». Вызолоченные детали перед эксплуатацией выдерживаются не менее 20 суток.

Книжки золота перед употреблением проверяют и подбирают по тону, иначе невозможно получить покрытие однородного цвета. Листы золота с примесью инородных металлов, а также с морщинами и складками, отбраковываются. При отбраковке составляется акт сдачи золота на завод для обмена.
Процесс золочения главной люстры будет завершен ориентировочно 20 декабря. Затем к работе приступят «хрустальных дел мастера».

Золочение декора зрительного зала

С 12 ноября реставраторы проводят золочение элементов декора из папье-маше. Предварительно был выполнен большой объем исследовательских работ. На золотой слой, которым изначально покрыли декор из папье-маше, за последующие 150 лет было наложено до пяти-шести слоев позолоты, выполненных в других техниках. Что также говорит о несоблюдении технологического цикла. Порой золочение имитировалось даже при помощи порошка на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, осуществленные в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты, по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

В ходе нынешней реставрации мастера расчистили лепнину от всех отделочных слоев и восстановили утраченные элементы. Для определения скорости выполнения работ одним реставратором-позолотчиком и расхода золота на один квадратный метр предварительно было произведено контрольное золочение более восьмидесяти различных элементов декора.
Всего реставраторам придется позолотить 893 кв. м убранства зрительного зала. Мастера-позолотчики восстанавливают декор в том виде, в каком его изначально задумал Альберт Кавос. Объемные элементы будут покрыты золотом на «полимент». Такую технологию применяют только для внутренних отделочных работ, поскольку полиментное золочение не способно выдерживать атмосферные воздействия. Кроме того, специалисты считают этот вид золочения наиболее качественным, поскольку оно позволяет столетиями сохранять эффект металлического блеска. Как известно, данный вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране. Для создания матового блеска будет использоваться золочение на гульфарбу. С помощью этого способа будет выполнен фон рисунка. Игра блеска и матовой основы придаст декору дополнительный объем: его разнообразный рисунок станет более рельефным и живым. Золочение декора зрительного зала намечено закончить в первом квартале 2011 г.

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ