Большой театр открывает 235-й сезон мировой премьерой балета выдающегося хореографа Анжелена Прельжокажа

14.09.2010

Свой 235-й сезон Большой театр откроет мировой премьерой балета «„А дальше — тысячелетие покоя“. Creation 2010» в постановке выдающегося современного французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Проект проходит в рамках года Франции в России и России во Франции.

«Предыстория» этого балета началась еще в 2007 г. — именно тогда Анжелен Прельжокаж приезжал в Москву, чтобы отобрать несколько танцовщиков для участия в одной из его постановок. Но артисты Большого произвели на хореографа такое сильное впечатление, что он предложил поставить для них новый балет. И в 2009 г. хореограф снова вернулся в Москву — уже для того, чтобы отобрать танцовщиков для новой постановки.

В этом балете Анжелен Прельжокаж снова обращается к библейской теме — как и в своем знаменитом «Благовещении». Но на сей раз за основу взято «Откровение Иоанна Богослова». При этом хореограф предупреждает, что искать здесь образы, прямо иллюстрирующие текст, не стоит — его интересует сама идея открытия скрытого, поднятия завесы, «срывания покровов» («апокалипсис» по-гречески буквально «срывать покров»). Поэтому речь в балете пойдет, скорее, о том, что скрывается в человеческой душе.

Вместе с хореографом над постановкой работают одни из самых интересных представителей актуального искусства на сегодняшний день.
Автор музыки к балету — «отец французской электроники» Лоран Гарнье, широко известный публике всего мира, и московской в том числе — правда, публике скорее клубной, нежели театральной. Тем не менее, музыкант уже давно и успешно шагнул за рамки ди-джейской профессии. Так что это не первая работа г-на Гарнье в музыкальном театре — он уже писал музыку к балетам Анжелена Прельжокажа и Мари-Клода Пьетрагаллы.
А вот автор сценографии спектакля — индийский художник Субодх Гупта — в этом качестве дебютирует. Но при освоении нового для себя пространства художнику удалось сохранить свой почерк — зрители увидят на сцене столь близкую ему «металлическую стихию» («конек» Субодха Гупты — скульптуры и инсталляции из нержавеющей стали).
Для автора костюмов — известного кутюрье Игоря Чапурина — это уже пятая работа в Большом театре (до этого он «одел» персонажей балетов «Предзнаменования», «Игра в карты», «Класс-концерт» и оперетты «Летучая мышь»).
В мае и июне этого года репетиции проходили на базе Балета Прельжокажа — в Черном павильоне в Экс-ан-Провансе, в июле-сентябре (с перерывом на отпуск) — в Большом театре.

Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из непосредственных участников постановочного процесса — ассистентом хореографа Яном Годовским.

— Видели ли вы другие балеты Анжелена Прельжокажа до того, как начать с ним работать?
— Да, безусловно, «Парк», «Ромео и Джульетту», «Эльдорадо», некоторые концертные номера. Даже помню свои подростковые впечатления от балета «Парад», посвященного Русским сезонам Дягилева, — он был достаточно авангарден для того времени. Думаю, что все участники проекта видели его балеты. А после кастинга, естественно, пересмотрели еще раз. Поэтому мы хотя бы частично были готовы к работе с ним, приблизительно представляли себе, что это будет. Хотя, разумеется, не знали, как будет происходить работа, что именно он будет ставить и что будет требовать от нас.

— Как строится рабочий процесс?
— Анжелен активно вовлекает артистов в творческий процесс, давая им возможность предложить какие-то свои варианты. Иногда вообще говорит: ребята, сымпровизируйте на ту или иную тему. У него все действительно являются участниками постановочного процесса. Есть хореографы, которые приходят на репетицию и сразу дают готовую комбинацию. Анжелен работает иначе. Он многократно все меняет, переделывает. И даже если кто-то из танцовщиков вдруг совершенно случайно «наврал», а ему это показалось более выразительным, чем было, он может «вплести» такую импровизацию в свою композицию. Он сотрудничает с артистами, дает им возможность выразить себя.

— Трудно ли дается артистам Большого театра освоение пластики Прельжокажа?
— Просто немножко непривычно — мы все-таки больше занимаемся классическим танцем. Но я бы не сказал, что это физически сложнее, просто по-другому. Всем танцовщикам что-то дается легче, что-то тяжелее. Это нормально.

— Чувствуется ли внутри команды разделение на русских («классиков») и французов («модернистов»)?
— Пожалуй, нет. Просто французы лучше знают Анжелена, они давно с ним работают, понимают его с полуслова, чего у нас пока не получается. Разница между нами именно в скорости понимания того, что требует Анжелен. А так мы с ними очень хорошо контактируем, все подружились. Проблем никаких нет, все довольны и счастливы.

— Что в этом балете будет необычного?
— У нас довольно много «аксессуаров»: полиэтилен, цепи, стулья, шлемы. Еще у нас будут большие железные стены. Все это обыгрывается, и всегда по-разному. Довольно необычные отношения у нас складываются с музыкой. Я бы не сказал, что Анжелен ставит на музыку. Скорее, музыка пишется под то, что уже поставлено. Сначала Анжелен ставил на готовую музыку, потом к нам приезжал Лоран Гарнье, смотрел репетицию, и Анжелен просил его что-то поменять, что-то добавить — то, чего ему не хватало в данном месте, и Лоран предлагал какие-то свои версии. Это был постоянный процесс дописывания и доделывания. Потом Анжелен приносил нам новые записи, мы репетировали под них, и он спрашивал, удобно нам или нет, «согласны» ли мы с тем, что сейчас звучит. Это непрерывный процесс поиска. Что очень интересно. На что мы, собственно, и рассчитывали, решив принять участие в этом проекте.

Премьерные представления в Большом театре пройдут 14-19 сентября, после чего спектакль отправится на гастроли:

24-27 сентября — Лион, Амфитеатр, в рамках Лионской биеннале танца
1-22 октября — Париж, театр Шайо
29-30 октября — Люксембург, Большой театр Люксембурга
10-13 ноября — Амстердам, Амстердамский музыкальный театр
17-24 ноября — Экс-ан-Прованс, Большой театр Прованса
27-29 ноября — Людвигсхафен (Германия), Театр Пфальцбау
2-4 декабря — Берлин, Берлинский фестиваль
8-11 декабря — Сен-Кантен-ан-Ивлин (Франция), Национальная сцена Сен-Кантен-ан-Ивлин
14-18 декабря — Гренобль, MC2 (Дом культуры-2/Maison de la Culture-2)
21-23 декабря — Кан (Франция, Нормандия), Театр Кана
27-30 декабря 2010 г. — Версаль, дворцовый театр

 

 
Генеральный спонсор Большого театра – банк Credit Suisse
Генеральный партнер Большого театра – инвестиционная группа Абсолют
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ