С итальянским уклоном

13.02.2009

Изначально концерт планировался как продолжение празднования юбилея главного приглашенного дирижера Большого театра Юрия Темирканова. Но по ряду причин маэстро Темирканов не смог принять участие в этом концерте, в связи с чем пришлось частично изменить его программу. Однако и в той, что теперь Большой театр предлагает вниманию своих слушателей, мы надеемся, они найдут и красоту, и оригинальность. В первом отделении прозвучит «Итальянская симфония» Феликса Мендельсона, второе отдано первому акту оперы Джузеппе Верди «Травиата» (в концертном исполнении, разумеется).

В начале XIX века в Европе начало формироваться новое музыкальное направление — романтизм. То мощное музыкальное течение, на гребне которого слушатели познакомились с сочинениями Вагнера, Малера, Рихарда Штрауса (эти имена фигурировали в прошлых филармонических программах оркестра Большого театра), начиналось с произведений Шуберта, Вебера, Шумана, Шопена — и Феликса Мендельсона.

Мендельсон прожил жизнь короткую, но преисполненную счастья, радости, благополучия и любви. Одной из основных его заслуг перед музыкальным миром является возвращение из забвения музыки Иоганна Себастьяна Баха. Уже одно это могло бы увековечить его имя. А Мендельсон был еще и успешным дирижером, и талантливым композитором. Как раз к наиболее крупным его композиторским удачам принадлежит «Итальянская симфония».

Это произведение — своего рода дневник путешественника. Симфония была написана как собрание впечатлений от путешествия по югу Италии, в частности, от посещения Неаполя. Все «итальянское» в Неаполе как будто становится еще более ярким, преувеличенным. Романтик Мендельсон, конечно, увлекся экзотическим национальным колоритом, свидетельством чему и является эта симфония.

«Травиата» Дж. Верди, одна из самых популярных опер великого итальянца, была написана примерно на двадцать лет позже симфонии Мендельсона, в 1853 г. Музыка первого акта с его известной абсолютно всем «Застольной» вполне «совместима» с «Итальянской симфонией» Мендельсона. Парадоксальным образом кажущаяся «легкость» этой программы заставляет вспомнить о трагическом финале «Травиаты», который остается «за кадром» в этом концерте. А светлая музыка «Итальянской симфонии» Мендельсона, с которой, в том числе, начиналась эпоха европейского романтизма, не может не заставить современного слушателя вспомнить о Неоконченной симфонии Шуберта, операх Вагнера, симфониях и песенных циклах Малера и, конечно, о произведениях Рихарда Штрауса ...

Кажущаяся теперь почти наивной музыка Мендельсона все еще несет в себе что-то, что может заставить нас задуматься о простых, однако очень важных вещах. А почти банальная «Дама с камелиями» — особенно в «трактовке» Верди — и сегодня может оказаться не просто трогательным, но и неожиданно жизненным произведением. Конечно, со временем и музыка, и жизнь становятся сложнее. Тем более полезно бывает вспомнить, что в основе как той, так и другой лежат простые чувства. А вот они со временем почти не претерпевают изменений...

Борис Лифановский