В ожидании DVD-Онегина

29.09.2008

Так сложилось, что в Москве существует всего два мнения о новом «Онегине» Большого: режиссуру Дмитрия Чернякова либо безоговорочно принимают, либо столь же безоговорочно отвергают. Дмитрий Черняков издавна пользуется успехом у московских критиков — и на эту постановку рецензии были в высшей степени положительными. А вот среди не пишущих — или не печатающихся — слушателей — спектакль до сих пор вызывает ожесточенные споры. Причем, как правило, обсуждение в основном касается только режиссерского решения.

В Париже критики оказались солидарны со своими российскими коллегами. И проанализирована была не только драматическая, но и музыкальная составляющая спектакля — ей так же были даны положительные оценки. Слушателями постановка была также встречена очень доброжелательно. Спектакль прошел в Пале Гарнье шесть раз, и все шесть вечеров финальные аплодисменты были бурными, а лица слушателей — благодарными.

Виновником еще одного приятного сюрприза стал интендант Парижской оперы, один из самых влиятельных людей в оперном мире, Жерар Мортье, благодаря которому, как известно, Большой и открывал сезон в Пале Гарнье своим «Онегиным».
Во время гастролей он объявил, что «Онегина» Большого вскоре увидят и услышат в Нью-Йорке. Со следующего сезона Жерар Мортье станет директором Нью-Йорк сити оперы. Сейчас это не самая успешная оперная компания в США, однако г-н Мортье уверен, что ему удастся сделать ее процветающей. И предложение, сделанное Большому театру, является одним из верных шагов на этом пути.

Текущий сезон вообще оказался «знаковым» для Большого театра и его «Онегина». Если Большой открывал оперный сезон в Париже, то закрывать его планирует уже в другом легендарном театре мира — миланском Ла Скала. Уже эти два факта говорят о том, что опера Большого театра — серьезная сила, способная очень успешно представлять себя на Западе.

Но прошедшие парижские гастроли можно назвать историческими и еще по одной причине. Впервые за долгие годы оперный спектакль Большого театра был записан на видео — и вскоре DVD с записью «Евгения Онегина» появится на полках музыкальных магазинов. Партнером театра в этом проекте стал французский лейбл Bel Air. Безусловно, существует огромное количество и аудио, и видеозаписей постановок Большого театра, но большинство из них относится еще к советскому времени. То, что сегодня вызывает ожесточенные споры, завтра уже станет историей. И так важно остановить как можно больше мгновений для того, чтобы через тридцать или сорок лет история Большого театра не оказалась просто набором свидетельств очевидцев. Чтобы по прошествии лет люди могли сами услышать и увидеть, что происходило в Большом театре когда-то — так, как сегодня можем это услышать и увидеть мы, слушая старые записи.

Однако здесь следует отметить одну немаловажную деталь. Мало того, что большинство записей Большого театра было сделано в совершенно другой стране под названием Советский Союз. Они были сделаны еще и в совершенно другое время, когда звукозапись находилась на подъеме. Наверное, это можно назвать золотым веком индустрии — и в СССР, и на Западе тогда регулярно использовались архивы, но вместе с тем делалось и огромное количество новых записей. Как ни странно, именно это привело к стагнации — сегодня на рынке основным спросом пользуются как раз архивные записи, тем более что почти любое произведение сегодня представлено в нескольких десятках вариантов исполнений.

К тому же, наступила эра Интернета: подавляющая часть записей оцифрована, и при желании все их можно найти и скачать совершенно бесплатно. Доходы звукозаписывающих компаний сократились во много раз. Если раньше почти любой артист почитал за счастье заключить эксклюзивный контракт с одним из крупных лейблов, то сегодня эти лейблы ищут любые пути для сокращения издержек. Еще десять лет назад крупные звукозаписывающие компании декларировали, что впредь планируют работать только с крупными звездами. Сегодня и «звездный» статус артиста не спасает: запись диска и тем более — DVD стоит не дешево, а предсказать доход невероятно сложно. Если диск окажется невостребованным, его не спасет ничего. Если он окажется удачным, его тем более ничего не спасет: он будет оцифрован, выложен в Интернет, а деньги компания получит лишь с горстки любителей, для которых все еще важна полиграфия приложенного к диску буклета.

Таким образом, сегодня сделать видеозапись спектакля — даже если это спектакль Большого театра — вовсе не то же самое, что двадцать лет назад. Средства, затраченные компанией NHK на запись спектаклей Большого балета, уже многократно окупились: их купили и транслируют многие музыкальные телеканалы. Запись «Онегина» только предстоит продать. Это при том, что раньше артисту платили за запись, а сегодня сам артист вынужден платить за то, что его запишут. В общем, запись нового DVD — если не подвиг, то поступок вполне героический.

Впрочем, благодаря этому произошло и еще одно важное событие: поскольку в Пале Гарнье оказался полный комплект техники для съемки, российский телеканал «Культура» получил возможность организовать прямую трансляцию спектакля Большого театра. То, что в свое время обсуждала вся Москва, теперь смогла увидеть и оценить без преувеличения вся Россия. И вся Россия смогла увидеть: разговоры о том, что опера Большого театра вновь завоевывает позиции, с которых когда-то отступила, — не пустой звук.

Борис Лифановский