Трудно представить себе человека, интересующегося музыкой и никогда не слышавшего имени Евгения Федоровича Светланова. Светланов — одно из величайших явлений российской музыки. Как Рихтер, Ойстрах, Ростропович, он не просто творил историю российской культуры, но и являлся ее знаменем.
К сожалению, все о большем числе таких людей приходится говорить в прошедшем времени. Тем удивительнее и прекраснее, что среди суеты и неустроенности нашего времени воплощаются в жизнь проекты, которые не только не дают забыть о великих современниках, но и подвигают во имя этой памяти к новым художественным свершениям.
С 27 сентября по 6 ноября с.г. в Москве пройдет Первый Международный музыкальный фестиваль имени Евгения Светланова — «Светлановские недели». В программе — ряд замечательных концертов, в том числе с участием артистов Большого театра, который, конечно, не мог остаться в стороне от этого фестиваля.
Имя Евгения Светланова неразрывно связано с Большим. Светланов даже являлся главным дирижером Большого театра, правда, недолго — с 1963 г. по 65-й. (Уйдя из Большого, он сразу же стал главным дирижером Госоркестра). Но в данном случае важна не должность и не длительность. В течение всей своей жизни Светланов продолжал возвращаться в Большой театр — и не только для того, чтобы дирижировать текущим репертуаром, но и для того, чтобы создавать новое, творить историю Большого. Перечень постановок, осуществленных им в Большом театре, просто поразителен: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. Щедрина...
Так получилось, что новая постановка «Сказания о невидимом граде Китеже» будет представлена Большим театром как раз в дни светлановского фестиваля. Нынешний главный дирижер Большого театра, Александр Ведерников, считает, что театр, даже театр с таким богатым историческим наследием, как Большой, не может стоять на месте. «Новые постановки нужны», — говорит Ведерников. И тут же подчеркивает: «Китеж» Светланова произвел на меня грандиозное впечатление. Иногда мне кажется, что это лучшее, что было сделано в Большом театре в 80-е годы«.
В программе концерта, которым оркестр и хор Большого откроют «Светлановские недели», — произведения Чайковского и Рахманинова. За дирижерский пульт встанет главный дирижер Большого Александр Ведерников. В концерте принимают участие давний партнер оркестра Большого театра, всемирно известный пианист Николай Луганский, сопрано Екатерина Щербаченко и тенор Максим Пастер (молодые, но уже сегодня могущие быть причисленными к «визитным карточкам» Большого) и один из лучших баритонов мира Сергей Лейферкус.
20 октября хор и оркестр театра под управлением Александра Ведерникова представят гала-концерт «Большой — Светланов» с участием ведущих солистов оперы Большого театра.