Награды

В 1988 г. завоевал I премию Украинского конкурса артистов балета.
В 1992 г. завоевал золотую медаль и приз Вацлава Нижинского на Независимом конкурсе артистов балета имени С. П.Дягилева в Москве.
В 1993 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Украины».
В 1999 г. балет Алексея Ратманского «Сны о Японии» был удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска».
В 2002 г. за вклад в культуру Дании был возведен королевой Маргрете II в сан рыцаря ордена Датского флага. В 2004 г. получил Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2002/03) за постановку в Большом театре балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.
В 2005 г. был награжден призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за постановку балета «Анна Каренина» Р.Щедрина, осуществленную для Королевского Датского балета (сезон 2003/04).
В 2007 г. получил ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучший хореограф в разделе «Классический балет»); премию имени Дмитрия Шостаковича Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (за постановки двух балетов Д. Шостаковича) и «Золотую маску» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2005/06) за постановку в Большом театре балета «Игра в карты» И. Стравинского.
В 2014 г. был награжден призом «Benois de la Danse» за постановку балетов, образовавших «Трилогии Шостаковича», и балета «Буря», осуществленных для АБТ (сезон 2012/13).

Биография

Родился в Ленинграде. В 1986 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался у педагогов А. Маркеевой и П. Пестова, далее учился на балетмейстерском факультете ГИТИС (ныне РАТИ — Российская академия театрального искусства).
1 января 2004 года был назначен художественным руководителем балета Большого театра. В январе 2009 г. оставил этот пост и стал постоянным хореографом Американского театра балета (АБТ).

Карьера танцовщика

С 1986 г. по 92-й и с 95-го по 97-й был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г.Шевченко, где исполнял ведущие партии в балетах классического репертуара.
С 1992 г. по 95-й работал в Канаде, в Королевском Виннипегском балете. В этой труппе в его репертуар вошли балеты Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Э. Тюдора, Дж. Ноймайера, Р. ван Данцига, Т. Тарп и других хореографов.
В 1997 г. был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии в балетах Августа Бурнонвиля — главного балетмейстера всех времен этого театра, в других балетах классического репертуара, а также значительно пополнил свой репертуар произведениями современной хореографии. Работал с хореографами Матсом Эком, Иржи Килианом, Джоном Ноймайером, Морисом Бежаром, Питером Мартинсом, Кевином О’Дэем, Стивеном Уэлшем.

Среди исполнявшихся им балетов:
«Сюита в белом» на музыку Э. Лало (хореография С. Лифаря)
«Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (хореография Дж. Баланчина)
«Рубины» на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
«Концерт» на музыку Ф. Шопена (хореография Дж. Роббинса)
«Манон» на музыку Ж. Массне (хореография К. Макмиллана)
«Одиссея» Дж. Курупоса в постановке Дж. Ноймайера
«Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в постановке М. Бежара
«Трава» на музыку С. Рахманинова в постановке М. Эка
«Закрытый сад» на музыку народных испанских песен в постановке Н. Дуато

Алексей Ратманский стал первым исполнителем партий в балетах:
М. Годдена — «Отражения» на музыку М. Равеля, «Темнота между нами» на музыку А. фон Веберна;
Т. Раштона — «Сладкие жалобы» на музыку Ф. Горецки,
«Рефрен» и «Номады» на музыку А. Пярта, «Dominium» на музыку Ф. Гласса;
А. Ляркесен — «Шостакович, op.99».
Выступал с Большим театром, «Имперским Русским балетом». Был партнером Майи Плисецкой в балете «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография В. Нижинского).

Карьера хореографа

Первые опусы были созданы им практически сразу же по окончании училища, когда он танцевал в театре им. Т.Г. Шевченко. Номера Ратманского — например, «Юрлиберлю» или «Взбитые сливки» (этот номер был поставлен уже в Виннипеге) — часто входили в программу московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап московской карьеры Алексея Ратманского во многом связан с фирмой «Постмодерн-театр», организовывавшей его гастрольные выступления, например, с известной канадской балериной Эвелин Харт в «Жизели» (1997 г. ), и продюсировавшей его балеты, созданные для Нины Ананиашвили.

По заказу последней был поставлен балет «Прелести маньеризма». Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в балете Ратманского «Сны о Японии», также фигурировала Ананиашвили. Она же исполнила заглавную роль в первой редакции балета «Леа», поставленном Ратманским по знаменитой пьесе С. А-нского «Дибук», которую прославили в свое время московский еврейский театр «Габима» и Евгений Вахтангов и которая подстегнула вдохновение Леонарда Бернстайна, написавшего балет на этот сюжет.

После успеха своего балета «Каприччио», вошедшего в программу молодежных «Новогодних премьер» Большого театра, Ратманский получил приглашение сотрудничать с Мариинским театром. К этому времени он уже был солистом Королевского Датского балета, где тоже довольно скоро начал проявлять себя в качестве хореографа, после чего ему открылась дорога и на другие европейские и американские сцены.

В 2003 г. Ратманскому было предложено поставить полнометражный балет в Большом театре, и эта постановка, в результате, принесла ему назначение руководителя Большого балета. Первым балетом, поставленным им в Большом театре в новом качестве худрука труппы, стала вторая редакция балета «Леа».

Алексей Ратманский поставил более двадцати балетов и концертных номеров, среди которых:
«Поцелуй феи» И. Стравинского (Киевский театр оперы и балета, 1994 г., Мариинский театр, 1998 г.)
«Прелести маньеризма» на музыку Р. Штрауса («Постмодерн-театр», 1997 г.)
«Каприччио» на музыку И. Стравинского (Большой театр, 1997 г.)
«Сны о Японии» на музыку Л. Ето, М. Ямагучи и Р. Тоши (Большой театр и «Постмодерн-театр», 1998 г.)
«Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, «Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина (Мариинский театр, 1998 г.)
«Сон Турандот» на музыку П. Хиндемита (Королевский Датский балет, 2000 г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (Королевский Датский балет, 2001 г.),
«Полет в Будапешт» на музыку И. Брамса (Международный балет Копенгагена, 2001 г. )
«Болеро» на музыку М.Равеля (Международный балет Копенгагена, 2001 г., Большой театр — в рамках проекта «Мастерская новой хореографии, 2004 г.)
«Леа» на музыку Л. Бернстайна (Театр танца Алексея Фадеечева, Москва, 2001 г., вторая редакция, Большой театр, 2004 г.)
«Золушка» С. Прокофьева (Мариинский театр, 2002 г.)
«Жар-птица» И. Стравинского (Королевский Шведский балет, 2002 г., АБТ, 2012 г., Голландский национальный балет, Амстердам, 2014 г.)
«Светлый ручей» Д. Шостаковича (Большой театр, 2003 г., Латвийская национальная опера, 2004 г., АБТ, 2011 г.)
«Карнавал животных» на музыку К. Сен-Санса (Балет Сан-Франциско, 2003 г.; Балет Аризоны, 2013 г.)
«Анна Каренина» Р. Щедрина (Королевский Датский балет, 2004 г., Литовская национальная опера, 2005 г., Финская национальная опера, 2007 г., Большой театр/Варшава, 2008 г., Мариинский театр, 2010 г.)
«Болт» Д. Шостаковича (Большой театр, 2005 г.)
«Игра в карты» И. Стравинского (Большой театр, премьера — в рамках фестиваля в честь юбилея Майи Плисецкой, 2005 г., Балет Пенсильвании, 2011 г.)
«Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (Нью-Йорк сити балет, 2006 г., Голландский национальный балет, 2007 г., Большой театр, 2008 г., Балет Сан-Франциско, 2009 г.; Ла Скала, 2013 г.)
«Хроматические вариации» на музыку Ж. Бизе (Тбилисский государственный театр оперы и балета им. З. Палиашвили, 2007 г.)
«Лунный Пьеро» на музыку А. Шенберга (в рамках проекта Дианы Вишневой «Красота в движении», мировая премьера состоялась в Центре исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии, 2008 г.)
«Concerto DSCH» на музыку Д. Шостаковича (Нью-Йорк сити балет, 2008 г.; Ла Скала, 2012 г.; Мариинский театр, 2013 г.;)
«Конек-Горбунок» Р. Щедрина (Мариинский театр, 2009 г.)
«На Днепре» С. Прокофьева (АБТ, 2009 г.)
«Scuola di ballo»/ «Школа танца» на музыку Л. Боккерини в аранжировке Ж. Франсе (Австралийский балет, Мельбурн, 2009 г.)
«Вальс из «Маскарада» на музыку А. Хачатуряна (для Нины Ананиашвили, АБТ, 2009 г.)
«Семь сонат» на музыку Д. Скарлатти (АБТ, 2009 г., Балет Атланты, 2014 г.)
«Дон Кихот» Л. Минкуса (Голландский национальный балет, редакция по М. Петипа и А. Горскому, 2010 г.)
«Намуна» Э. Лало (Нью-Йорк сити балет, 2010 г., Берлинский государственный балет, 2014 г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (АБТ, 2010 г.)
«Думбартон» на музыку И. Стравинского (АБТ, 2011 г.)
«Психея» на музыку С. Франка (Парижская национальная опера, 2011 г.)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (Канадский национальный балет/Торонто, 2011 г.)
«Воспоминания о дорогом месте» на музыку П. Чайковского (Голландский национальный балет, Амстердам, к 50-летнему юбилею труппы, 2012 г.)
«Симфонические танцы» на музыку С. Рахманинова (Балет Майами, 2012 г.)
«Девятая симфония» на музыку Д. Шостаковича (АБТ, 2012 г.)
«24 прелюдии» на музыку Ф. Шопена (Королевский балет Ковент-Гарден, 2013 г.)
«Из чужих стран» на музыку М. Мошковского (Балет Сан-Франциско, 2013 г.)
«Струнный квартет» на музыку Д. Шостаковича (АБТ, 2013 г.)
«Первый фортепианный концерт» на музыку Д. Шостаковича (АБТ, 2013 г.)
«Золушка» С. Прокофьева (новая редакция, Австралийский балет, 2013 г.)
«Буря» на музыку Я. Сибелиуса (АБТ, 2013 г.)
«Опера» Л. Десятникова (Ла Скала, 2013 г.)
"Трилогия Шостаковича"/"Девятая симфония«, «Струнный квартет», «Первый фортепианный концерт (Балет Сан-Франциско, 2014 г., совместная постановка с АБТ)
«Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского (Нью-Йорк сити балет, 2014 г.)