В партии Базиля в балете "Дон Кихот".
Китри - Екатерина Максимова.
Фото Владимира Пчелкина.
В заглавной партии в балете
"Лейли и Меджнун".
Фото из архива артиста.
В заглавной партии в балете "Спартак".
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии в балете "Спартак".
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии балета
"Иван Грозный".
Фото Анны Клюшкиной.
"Фрагменты одной биографии".
С Екатериной Максимовой.
Фото Елены Фетисовой.
"Ностальгия".
С Екатериной Максимовой.
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии в балете " Икар".
Эола - Екатерина Максимова.
Фото Анны Клюшкиной.
 
 

Награды

1959 г. - I премия Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вена (Австрия).
1964 г. - премия имени Вацлава Нижинского Парижской академии танца; Гран при I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария: до настоящего времени Владимир Васильев является единственным обладателем Гран при этого конкурса); звание "Заслуженный артист РСФСР" (Российской Федерации).
1968 г. - премия Ленинского комсомола за выдающееся исполнительское мастерство и создание образа народного героя в спектаклях Большого театра; звание "Народный артист РСФСР".
1970 г. - Ленинская премия за исполнение партии Спартака.
1972 г. - премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца ("Лучший дуэт мира", совместно с Е. Максимовой) и премия имени Ленинского комсомола.
1973 г. - звание "Народный артист СССР".
1976 г. - орден Ленина.
1977 г. - Государственная премия СССР за исполнение партии Сергея в балете "Ангара".
1981 г. - орден Дружбы народов.
1984 г. - Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за постановку телебалета "Анюта".
1985 г. - Приз Интервидения за постановку телебалета "Дом у дороги" и Приз за лучшее исполнение в нем мужской роли на фестивале "Злата Прага".
1986 г. - орден Трудового Красного Знамени; приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (балет "Анюта").
1989 г. - премия им. Дж. Тани ("Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" - совместно с Е. Максимовой, Италия).
1990 г. - премия им. С.П. Дягилева (Пермь); медаль им. П. Пикассо (ЮНЕСКО).
1991 г. - Государственная премия РФ.
1993 г. - "Хрустальная Турандот" (совместно с Е. Максимовой по итогам театрального сезона).
1999 г. - "За заслуги" (Франция).
2000 г. - орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
2001 г. - "Хрустальная Турандот" ("За честь и достоинство"); медаль им. П. Пикассо (ЮНЕСКО).
2004 г. - "Рио Бранко" (вручается президентом Республики Бразилии за заслуги в дипломатии - по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в бразильском городе Жоинвилле).
2005 г. - приз журнала "Балет" "Душа танца" в номинации "Легенда балета".
2007 г. - премия им. Людвига Нобеля (Санкт-Петербург, возрождена по инициативе Академии культуры, меценатства и благотворительности).
2008 г. - орден "За заслуги перед Отечеством" III степени.
2010 г. - премия Свободы, вручаемая в Нью-Йорке за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей.

Является действительным членом Международной академии творчества (1989 г.) и Академии российского искусства (1995 г.); вице-президентом Российского отделения Совета танца ЮНЕСКО (1990 г.); членом жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства "Триумф" (с 1992 г., в котором эта премия была основана); почетным профессором Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова (1995 г.); президентом Фонда Галины Улановой - со дня его основания (1998 г.)
В 1990-95 гг. был председателем жюри, с 96-го стал художественным руководителем Открытого конкурса артистов балета "Арабеск" (Пермь); с 2004 г. - председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля "Танцолимп" (Берлин).

Текст Виолетты Майниеце и Елены Фетисовой
написан для Энциклопедии Большого театра,
дается с сокращениями

Биография

"Васильев не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета… Он настоящий гений танца"
Касьян Голейзовский


Родился в Москве 18 апреля 1940 г. В 1958 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в старших классах у Михаила Марковича Габовича), и был принят в балетную труппу Большого театра. Партии готовил под руководством Алексея Ермолаева, затем - Галины Улановой. Перестал выступать в Большом театре с 1988 г.
В 1982 г. окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российская академия театрального искусства). В том же году начал преподавать в этом вузе на кафедре хореографии, в 1986-95 гг. заведовал этой кафедрой, с 1990 г. - профессор.
В 1995-2000 гг. был художественным руководителем-директором Большого театра.

Репертуар

Среди постановок Владимира Васильева

"Икар" С. Слонимского (1971; вторая редакция, 1976 г., Большой театр)
"Эти чарующие звуки…" на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.А. Моцарта и Ж. Рамо (1978 г., Большой театр)
"Макбет" К. Молчанова (1980 г., Большой театр; 1981, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета; 1984 г., Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 г., Будапештская национальная опера; 1990 г., театр "Кремлёвский балет")
"В честь Галины Улановой"/"Hommage d’Oulanova" (1981 г., концертный зал "Плейель", Париж, был среди исполнителей)
"Я хочу танцевать" на музыку русских композиторов (1983 г., Государственный центральный концертный зал "Россия"; 1990 г., Большой театр)
"Фрагменты одной биографии" на музыку аргентинских композиторов (1983 г., Государственный центральный концертный зал "Россия"; 1990 г., Большой театр)
"Анюта" на музыку В. Гаврилина театре (1986 г., театр Сан-Карло; Большой театр; 1986 г., Рижский театр оперы и балета (ныне Латвийская национальная опера); 1987, Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки; 1989 г., Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань, 1990 г.; Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 1993 г., Омский государственный музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета, 2008 г., Красноярский государственный театр оперы и балета, 2009 г.)
новая редакция балета "Паганини" (хореография Л. Лавровского) на музыку С. Рахманинова (1988 г., театр Сан-Карло; 1995 г., Большой театр)
музыкально-драматическая композиция "Сказка о Попе и работнике его Балде" на музыку Д. Шостаковича (1989 г., Концертный зал им. П.И. Чайковского, в сотрудничестве с режиссером Ю. Борисовым; был первым исполнителем роли Балды)
"Ромео и Джульетта" С. Прокофьева (1990 г., Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 г., Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 г. Латвийская национальная опера, Рига; Муниципальный театр Рио-де-Жанейро, 2002 г.)
хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (1983 г., Балет Елисейских полей, Париж; 1990 г. Большой театр)
"Дон Кихот" Л. Минкуса (1991 г., Американский театр балета/ АБТ; 1994 г., театр "Кремлёвский балет"; 1995 г., Литовская национальная опера; 2001 г., Токио-балет, Япония; 2007 г., Национальный театр, Белград)
"Золушка" С. Прокофьева (1991 г., театр "Кремлёвский балет", был первым исполнителем партии Мачехи; 2002 г., Челябинский театр оперы и балета; 2006, Воронежский театр оперы и балета)
"Ностальгия" на музыку русских композиторов (1994 г., театр "Кремлёвский балет", был первым исполнителем главной партии)
музыкально-драматическая композиция "Художник читает Библию" (1994 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)
реквием "О, Моцарт! Моцарт…" на музыку В.А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери (1995 г., Московский театр Новая опера)
"Балда" на музыку Д. Шостаковича (1999 г., Большой театр; 2006 г., Государственный театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова)
"Лебединое озеро" П. Чайковского (1996 г., Большой театр)
новая редакция балета "Жизель" А. Адана (1994 г., Римская опера; 1997 г., Большой театр)
хореографические сцены в опере "Хованщина" (режиссер Б. Покровский) М. Мусоргского (1995 г., Большой театр)
опера "Травиата" Дж. Верди (1996 г., Большой театр)
хореографическая композиция на музыку увертюры к опере "Руслан и Людмила" М. Глинки (1997 г., Большой театр)
"Заклятие дома Эшеров" на музыку Г. Гетти (2009 г., премьера - в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра, на сцене Большого театра)

В качестве хореографа принимал участие в постановке рок-оперы "Юнона и Авось" А. Рыбникова (1981 г., Московский драматический театр им. Ленинского комсомола/Ленком, режиссер Марк Захаров), оперы "Аида" (1993 г., Римская опера; 2004 г., Арена ди Верона; 2006 г., театр Ла Скала; режиссер всех. Ф. Дзеффирелли).
Поставил свыше двадцати хореографических номеров и композиций на разных сценах мира.

Партии в оригинальных телебалетах

Арлекин ("Трапеция" С. Прокофьева, хореография Н. Рыженко, режиссеры Ф. Слидовкер и В. Смирнов-Голованов, т/о "Экран", 1970 г.),
Пётр Леонтьевич ("Анюта" на музыку В.А. Гаврилина, хореография Васильева, режиссеры А. Белинский и сам Васильев, "Ленфильм"; 1982 г.)
Андрей ("Дом у дороги" В. Гаврилина, хореография Васильева, режиссер Васильев, "Лентелефильм" 1984 г.), Приз Интервидения и Приз за лучшее исполнение мужской роли на фестивале "Злата Прага", 1985).

Роли в художественных фильмах

Сид ("Жиголо и жиголетта", режиссер А. Белинский, хореография Васильева, т/о "Экран", 1980 г.)
Андрей Новиков ("Фуэте", режиссеры сам Васильев и Б. Ермолаев, хореография Васильева, "Ленфильм",1986 г.)

Снимался в многочисленных телеэкранизациях балетов, телефильмах и др.

Десять персональных выставок его живописных работ прошли в Москве, С.-Петербурге, Перми и др. городах.
Опубликован сборник его стихов "Цепочка дней" (М., 2001).

Творчеству Владимира Васильева посвящены фильмы: "Дуэт" (режиссер Ф. Слидовкер, т/о "Экран", 1973 г.), "Катя и Володя" (режиссер Д. Делюш, СССР-Франция, 1989 г.), "И осталось, как всегда, недосказанное что-то…" (режиссер Ю. Рашкин, Главная редакция музыкальных программ ЦТ, 1990), "Владимир Васильев. Отражения" (2000 г.), "Юбилейный вечер Владимира Васильева в Большом театре" (2000 г.), "Владимир Васильев. Танец и время" (2005 г., режиссер трех последних Н. Тихонов, видеостудия Большого театра).

В 1993 г. в Москве прошёл фестиваль балета и музыки в честь Владимира Васильева (Государственный центральный концертный зал "Россия", Государственный Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории).

цыганский танец (опера "Русалка" А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина, 1958 г.)
Пан (картина "Вальпургиева ночь" в опере "Фауст" Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1958 г.)
солист ("Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1958 г.)
солист ("Танцевальная сюита" на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова, 1959 г.) - первый исполнитель
Данила ("Каменный цветок" С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1959 г.)
Принц ("Золушка" С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1959 г.)
Бенволио ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1960 г.)
Иванушка ("Конёк-Горбунок" Р. Щедрина в постановке А. Радунского, 1960 г.) - первый исполнитель
Батыр ("Шурале" Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона, 1960 г.)
Лукаш ("Лесная песня", балетм. О.Г. Тарасова, А.А. Лапаури, 1961 г.) - первый исполнитель
Андрей ("Страницы жизни" А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского, 1961 г.)
Паганини ("Паганини" на музыку С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского, 1962 г.)
Раб ("Спартак" А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона, 1962 г.) - первый исполнитель
Базиль ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1962 г.)
солист ("Класс-концерт" на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера, 1963 г.) - был в числе первых исполнителей этого балета
Фрондосо ("Лауренсия" А. Крейна, хореография В.М. Чабукиани, 1963 г.)
Голубая птица ("Спящая красавица" П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963 г.)
Альберт ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в Л. Лавровского, 1964 г.)
Петрушка ("Петрушка" И. Стравинского, хореография М. Фокина, 1964 г.)
Меджнун ("Лейли и Меджнун" в постановке К. Голейзовского, 1964 г.) - первый исполнитель
Щелкунчик-принц ("Щелкунчик" в постановке Ю. Григоровича, 1966 г.) - первый исполнитель
Спартак ("Спартак" в постановке Ю. Григоровича, 1968 г.) - первый исполнитель
Икар ("Икар" С. Слонимского в собственной постановке, 1971 г.)
Ромео ("Ромео и Джульетта", 1973 г.)
Принц Дезире ("Спящая красавица" в новой редакции Ю. Григоровича, 1973 г.) - первый исполнитель
Иван Грозный ("Иван Грозный" на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1975 г.)
Сергей ("Ангара" А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича, 1976 г.) - первый исполнитель
Икар ("Икар" во второй редакции, 1976 г.) - первый исполнитель
Ромео (дуэт из балета "Ромео и Юлия" на музыку Г. Берлиоза в постановке М. Бежара, 1979 г.) - первый исполнитель в России
Макбет ("Макбет" К. Молчанова в собственной постановке, 1980 г.) - первый исполнитель
Петр Леонтьевич ("Анюта" на музыку В. Гаврилина в собственной постановке, 1986 г.) - первый исполнитель

В 1960 г. Касьян Голейзовский специально для Васильева сочинил хореографическую миниатюру "Нарцисс" на музыку Н. Черепнина, в 1964-м - партию Меджнуна. Созданные балетмейстером изощрённые пластические формы, каскады прыжков, сложные поддержки представляли танцевальные комбинации, ранее не исполнявшиеся на балетной сцене, но в исполнении Васильева они казались спонтанным эмоциональным откликом на музыку.

Новая эпоха, начавшаяся в стране с хрущевской оттепелью, нуждалась в новых героях. В балете Большого театра такой герой - "шестидесятник" - появился в лице Владимира Васильева. Профессиональная и внутренняя свобода, вера в безграничные возможности человека роднили его с героями первых полётов в космос. Человек окрылённый, рассекающий грудью воздух, впоследствии стал символом танцовщика.

Особенностью творчества артиста является необыкновенная широта исполнительского диапазона. "По разноликости он не идёт в сравнение ни с кем. Трагедия, драма, лирическая поэма, комедия - всё подвластно Васильеву" (Федор Лопухов).

Совместно с педагогом Алексеем Ермолаевым, Васильев до предела насыщал невиданными до того техническими сложностями свои партии, демонстрируя необычайную естественность, кажущуюся импровизационность в подаче всех "новшеств" хореографического текста. Его выступление в партии Базиля стало переворотом в области мужского танца, его исполнение Гран па - "классикой", признанной во всём мире.

В классических партиях Владимир Васильев соединял смелость обновления с глубоким пониманием традиций. Чуткий стилист, он первым в БТ стал танцевать на высоких полупальцах, что придавало движениям особую лёгкость и изящество. Но его "благородные герои" превращались из галантных балетных кавалеров в живых людей со всем многообразием чувств, они поражали непривычной энергетикой и захватывающей силой эмоций.

Созданная Григоровичем для Васильева партия Спартака стала символом отечественного балета Большого театра во второй половине XX века. "В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой" (Асаф Мессерер). Сила духа, христианская озарённость Спартака-Васильева раскрывались в его мужественном танце: в мощном вихре вращений, прыжков, напоминающих вольный полёт птицы. Каждый жест и движение несли отпечаток глубоких чувств и высокого интеллекта его героя.

Творчество Владимира Васильева занимает особое место в мировом хореографическом искусстве второй половины XX века. С него началась новая эра в области мужского исполнительства. Он установил новые стандарты виртуозности и выразительности, ставшие эталоном для последующих поколений танцовщиков.

Ещё в училище сложился уникальный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой - его жены и постоянной партнёрши, балерины, для которой он создавал балеты, концертные номера и фильмы. Этот дуэт был неоднократно признан "золотым", "лучшим в мире", назван "легендой XX века".

Гастроли

После 1988 г. выступал как приглашённый солист в миланском театре Ла Скала, Арене ди Верона, неаполитанском театре Сан-Карло, аргентинском театре Колон, Римской опере, Американском балетном театре, театре "Кремлёвский балет", участвовал в гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский государственный академический театр) в Париже.

В 1977 г. Морис Бежар специально для Васильева создал партию Юноши в новом прочтении "Петрушки" ("Балет ХХ века", Брюссель) - в 78-м спектакль был показан на сцене Большого театра во время гастролей этой труппы.

Специально для Васильева Лоркой Мясиным был поставлен балет "Грек Зорба" М. Теодоракиса ("Арена ди Верона", 1988 г.).
В 1988 г. исполнил в театре Сан-Карло главные партии в балетах Леонида Мясина "Парижское веселье" на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) и "Пульчинелла" на музыку И. Стравинского (Пульчинелла).
Режиссёр Беппе Менегатти поставил для Владимира Васильева спектакли "Нижинский" (театр Сан-Карло, 1989 г., Нижинский); "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" на музыку П. Чайковского и И. Стравинского (Римская опера, 2000 г., Маэстро); "Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929" на сборную музыку (Римская опера, на сцене Муниципального театра; 2009 г., Дягилев).
В 1987 г. с труппой Марсельский балет (Франция) Васильев исполнил партию Профессора Унрата в балете "Голубой ангел" М. Констана (хореография Р. Пети).