Арфа соло и в ансамблях

13.01.2017

В первом отделении прозвучат русские романсы XIX-XX веков в переложении для арфы и голоса. Большинство из них в России широко известны и любимы; музыка или слова некоторых романсов даже считаются народными. Тем не менее, история сохранила имена их авторов – людей зачастую с неординарными характерами и судьбами, в которых отразилась современная им эпоха.

Так, создатель романса «Я вас любил» на стихи Пушкина Борис Сергеевич Шереметев вовсе не был профессиональным композитором. Он получил воспитание в престижном Пажеском корпусе, служил в Преображенском полку, но главным делом его жизни было руководство знаменитым Странноприимным домом в Москве. Музыкант-любитель, Шереметев стал автором нескольких вокальных и фортепианных пьес. Среди них и уже упомянутый романс, который и сейчас широко исполняется на концертной эстраде.

Не имели серьезного музыкального образования и братья Абаза, служившие гвардейскими офицерами в Царском селе, что не мешало им исполнять и сочинять романсы и песни. Один из братьев, предположительно Эраст Аггеевич Абаза, решил положить на музыку стихотворение Ивана Тургенева «В дороге», начинавшееся словами «Утро туманное, утро седое». Так родился знаменитый романс. Уже в наши дни Эрасту Абазе был установлен памятник с высеченной на нем нотной строкой из романса.

Конечно, романсы писали не только «дилетанты» от музыки. Например, Александр Дюбюк был известным композитором и авторитетным педагогом, преподававшим в Московской консерватории в первые же годы после ее открытия. В концерте прозвучит его романс «Не брани меня, родная» (стихи Алексея Разоренова).

Шедевр русской песенной лирики – романс «Гори, гори, моя звезда» – принадлежит перу композитора Петра Булахова (слова Владимира Чуевского). Едва ли автор мог предположить, что этот романс будет расценен как «белогвардейский» и запрещен к исполнению. Но так и случилось после октябрьского переворота 1917 г. Популярность вернулась к сочинению в 50-е-60-е годы XX века, когда запрет был снят.

Музыкант Яков Фельдман, создатель романса «Ямщик, не гони лошадей» (стихи Николая фон Риттера), жил в эпоху распространения звукозаписи и кинематографа, варьете и музкомедии. Своего «Ямщика» Фельдман написал в 1914 г., будучи дирижером оркестра варьете в Воронеже. Уже через два года романс был записан сразу несколькими исполнителями и по его мотивам был даже снят немой художественный фильм.

В концерте будут исполнены также сочинения классика русского романса Александра Варламова – «Не тужи, родимая» и «Красный сарафан». А романс «Соловей» Александра Алябьева публика услышит в виде фортепианной транскрипции Ференца Листа (переложение для арфы Анриетты Ренье).

Произведение «на стыке» инструментальной и вокальной музыки – Фантазия для ирландской арфы «Ружа кветка» современного композитора Ирины Кайновой. В переводе с белорусского «ружа кветка» означает «красный цветок». Так называется белорусская народная песня, в которой поется о матери, потерявшей ребенка. Фантазия посвящена исполнительнице Нике Рябчиненко.

Во втором отделении прозвучат инструментальные произведения композиторов разных национальных традиций. Немецкая музыка будет представлена сочинениями И. С. Баха и Карла Райнеке. Баховская Преамбула из Партиты соль мажор – выигрышная пьеса для исполнения на арфе. Оживленные пассажи и арпеджио, четко артикулированные аккорды отлично звучат в арфовом варианте.

Пьеса Карла Райнеке «Ярмарочная сцена» для фортепиано и альта входит в цикл «Три фантастические пьесы». Это название Рейнеке явно «позаимствовал» у своего соотечественника – великого немецкого романтика Роберта Шумана, у которого есть аналогичный цикл для фортепиано. Пьеса Райнеке построена как рондо, в котором задает тон непринужденная «танцевальная» основная тема.

Ника Рябчиненко исполнит также Романс op. 56 английского автора Элиаса Пэриш-Алварса (1808-1849). Это был выдающийся исполнитель-арфист и крупный композитор, писавший для этого инструмента. В числе его опусов – переложение для арфы виртуозных фортепианных этюдов Шопена. Романс op. 56 написан в мелодичном, камерном стиле и напоминает «Песни без слов» Мендельсона.

Дуэт для фортепиано и арфы ми-бемоль мажор сочинен французским композитором Франсуа Буальдье, жившим в конце XVIII – начале XIX века. Буальде добился большого успеха на оперном поприще. Он писал оперы в том числе и для русской сцены, числясь придворным капельмейстером Александра I.

В концерте прозвучит Сицилиана с вариациями для арфы соло другого французского автора – Жана-Мишеля Дамаза (1928-2013). Музыкальное образование он получил в Парижской консерватории как пианист и композитор. Творчество Дамаза относят к неоклассическому направлению, популярному в XX веке.

Завершит вечер сюита для флейты и арфы «Витражи весны» современного композитора Елены Богдановой.

В концерте участвуют солистка Большого театра Ника Рябчиненко (арфа) и ее коллеги Дарья Зыкова (сопрано), Николай Казанский (баритон), Ольга Жмаева (альт), Галина Эрман (флейта), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова