Фундаментальный инструмент

24.03.2017

Контрабас – почетный член семейства струнных инструментов и незаменимый участник оркестра. Лишить оркестр контрабасов – как лишить здание фундамента: без прочных басов музыкальные звучания рискуют «повиснуть в воздухе» и рассыпаться. В эпоху барокко контрабасы были уже широко распространены. Видный композитор того времени, Георг Филипп Телеман, включил их в партитуру своей программной «Симфонии сверчков», созданной в 1765 г. В связи с необычным названием вспоминается другое барочное произведение, где также возникает «тема» насекомых – оратория «Израиль в Египте» Георга Фридриха Генделя. В ней звуками передано нашествие вредоносных мошек и саранчи – одна из «египетских казней», постигших израильтян. Телеман не уступает Генделю по части изобразительности: репетиции в инструментальных партиях живо напоминают стрекотанье сверчков.

Гораздо реже контрабас выступал в качестве солиста. Cлучалось это еще в XVII веке; и с тех пор сформировалась целая плеяда прославленных виртуозов-контрабасистов. Один из них, родившийся в XX веке в России, но сделавший карьеру за рубежом – Сергей Кусевицкий – начинал свой творческий путь именно как контрабасист. Деятельность Кусевицкого была разносторонней: он выступал как исполнитель и дирижер, совместно с Рахманиновым основал музыкальное издательство, писал музыку для контрабаса. В концерте будут исполнены три сочинения Кусевицкого – небольшие программные пьесы. Они как будто специально созданы, чтобы продемонстрировать способность контрабаса перевоплощаться, чтобы исполнять музыку самых разных жанров и национальных корней. Так, изящный и непритязательный Вальс-миниатюра будто воспроизводит атмосферу европейского салона, в Грустной песне возникают отголоски цыганского романса, а в крошечной Юмореске звучат ритмы и мотивы регтайма.

Музыкантов, совмещавших исполнительство на контрабасе, дирижирование и композицию, знает не только XX, но и XIX век. Таким был, например, итальянец Джованни Боттезини, автор четырнадцати опер и многочисленных сочинений, написанных для контрабаса. В свое время его называли «Паганини контрабаса» за его выдающуюся виртуозность. В том, что Боттезини превосходно владел своим инструментом, можно убедиться, послушав его Большой концертный дуэт, где контрабас выступает на равных со скрипкой – инструментом Паганини. Сольные партии образуют в Дуэте разнообразные сочетания; контрабас то аккомпанирует скрипке, то сам ведет мелодию на фоне скрипичных фигураций. В Концерте используется непростая техника контрабасовых флажолетов, важность владения которой для солистов Боттезини подчеркивал в своем пособии «Школа игры на трехструнном контрабасе».

Боттезини же принадлежит пьеса Tutto che il Mondo Serra для сопрано, контрабаса и фортепиано, созданная на основе этюда Шопена op. 25 № 7 до-диез минор. Этот этюд – один из немногих медленных у Шопена. Его музыка сравнима с вокальным дуэтом, в котором ведущим является нижний голос, в то время как верхний вторит ему в своем регистре. Помимо транскрипции Боттезини, существует и более известная виолончельная обработка этого этюда Шопена.

Другое сочинение из программы – La Cinquantine («Золотая свадьба») – может «похвастаться» множеством переложений, которые сделал сам автор – французский композитор и дирижер Жан Габриэль Проспер Мари (1852-1928). Второе ее название – «Ария в старинном стиле». Слово «ария» здесь следует понимать как «пьеса», так как по жанру она представляет, скорее, танец. Эту пьесу с простой и запоминающейся мелодией играют даже начинающие музыканты.

В творчестве великого Моцарта контрабас занимает скромное место. Вероятно, единственное моцартовское произведение, где контрабас выходит на первый план – это ария Per questa bella mano для баса с сопровождением контрабаса и оркестра. Моцарт писал ее для своих знакомых музыкантов – певца Франца Герля и контрабасиста Пишльбергера. По типу это ария-признание в любви, которая традиционно исполнялась тенорами. Поручая ее самому низкому вокальному голосу – басу, да еще и в сопровождении самого низкого струнного инструмента, Моцарт мог иметь в виду ироничный подтекст. Контрабасовая партия в арии весьма сложна, что говорит о высоком исполнительском уровне музыканта, для которого она предназначалась.

В концерте прозвучат еще два произведения Моцарта, в оригинале написанные для высоких по звучанию струнных инструментов. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром – одно из известных сочинений Моцарта. В ней соединились масштабность симфонического цикла, эффектность инструментального концерта и глубоко прочувствованное музыкальное содержание, которое наиболее полно раскрывается во второй, медленной части. Соната для скрипки и фортепиано ми минор – жемчужина моцартовского искусства. Она выделяется среди остальных скрипичных сонат Моцарта редким двухчастным строением цикла. Первая часть, достигающая драматизма почти бетховенского порядка, и тихий грациозный менуэт дополняют друг друга.

Известнейшая Соната для скрипки ля мажор Сезара Франка также прозвучит в исполнении контрабаса с фортепиано. Это произведение Франк написал для знаменитого скрипача XIX-XX веков Эжена Изаи. В сонате проступают черты нарождающегося нового музыкального стиля – импрессионизма – с его «вниманием» к красочной стороне звучания. В самых первых тактах композитор останавливается на мягко диссонирующих созвучиях, как бы вслушиваясь в их таинственный колорит. Небыстрая первая часть сонаты экспонирует главную тему всего произведения, которая будет развиваться в других частях. За ней следует бурная, насыщенная контрастами вторая часть сонаты.

В концерте примут участие артисты оркестра Большого театра: концертмейстер группы контрабасов Павел Степин, заместитель концертмейстера Ярослав Лобов, Гурген Оганесян, Александр Парсаданов, Евгений Стойко, Владимир Гусев. Вместе с ними выступят концертмейстеры Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии лауреат международных конкурсов Артем Чирков и лауреат Всеосоюзного конкурса, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории Ростислав Яковлев, а также Артур Панагов и Серафим Стойко. Среди других участников концерта — лауреат международных конкурсов, солистка Капеллы Москвы под руководством Вадима Судакова Мария Мохова (сопрано), солист оперной труппы Большого театра Годердзи Джанелидзе (бас), артист оркестра Большого театра Александр Майборода (скрипка), Заслуженный артист России концертмейстер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Лев Клычков (скрипка) и Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман). Партию фортепиано исполнят Нана Дургарян, Мария Натоцинская, Анна Расина, Сергей Жилкин.

Оксана Усова